Ни для кого не секрет, что в нашей стране в последние годы были введены законы, которые так или иначе повлияли на автотранспортную отрасль. Например, система “Платон” была введена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года. После чего было несколько повышений сборов, кстати, очередное грядет 1 июля текущего года, ставка увеличится до 2,15 копеек. Но уже на данный момент сборы при перевозке на Москву составляют примерно 3 тыс. руб.
Что в это время делает частный перевозчик? Естественно, основная забота – как прокормиться, а не пополнение бюджета средствами! Делаем вывод – частный бизнес в большинстве своем сборы за “Платон” не платит. Крупные компании, которые у всех фискальных органов на виду, себе такого позволить не могут. Вот и находим первые 3 тыс. руб. разницы в ставке на Москву.
Что же касается перевозки тяжеловесных грузов – тут средний бизнес проигрывает по всем показателям. Взять те же штрафы – за одно и то же превышение нагрузки на ось физическое лицо заплатит 15 тыс. руб., а юридическое – более 300 тыс. руб. Будет ли после этого автотранспортная компания испытывать судьбу? Нет, конечно, этим займется частник, оформивший транспорт на физическое лицо.
У неискушенного зрителя может создаться впечатление, что законы и их контроль осуществляются с таким расчетом, чтобы конкурентное преимущество получили частные перевозчики – те, которые не платят положенные государством сборы, не создают рабочие места, не платят соответствующие налоги, не так сильно рискуют и могут находить варианты при перевозке тяжеловесных грузов!
На наш взгляд, без дополнительного контроля и регулирования не обойтись. По сути, автотранспортная отрасль брошена на произвол – ведь даже в Министерстве транспорта нет профильного комитета, отвечающего за грузовые автоперевозки. Мы считаем, что в нашем бизнесе должна быть создана организация на подобие СРО. Эта организация должна контролировать благонадежность перевозчиков. И сами перевозчики на выборной и сменной основе должны входить в ее президиум.
Мы знаем, что в настоящее время работа над созданием подобного реестра ведется с двух сторон. Это ТПП РФ, которая предлагает на своей площадке организовать систему контроля и сама будет вести этот реестр, и ассоциация “Грузавтотранс”, которая предлагает полномочия по ведению реестра передать государственному контролирующему органу, созданному на базе Минтранса.
Какие выгоды получат участники транспортного сообщества? Государство – увеличение собираемости налогов и платежей; единый орган, выражающий позицию грузовых автоперевозчиков; качественно новый уровень порядка в отрасли и безопасности перевозок. Перевозчик – прозрачные условия по конкуренции. Выигрывает тот, чья оргструктура и транспортная схема эффективней, а не тот, кто успешно договаривается на ходу перевозки и не платит налоги. Возрастает срок службы транспорта вследствие того, что тяжелые грузы становятся исключением. Заказчик (грузовладелец) – ясные и однозначные правила игры. Тяжелые и крупногабаритные грузы не может возить никто, кроме специального транспорта, имеющего на то особое разрешение, полученное на основе ясных и понятных требований любым заинтересованным в нем перевозчиком.
По нашей концепции работа с такими перевозчиками должна производиться посредством транспортных компаний-агрегаторов. То есть транспортная компания, включенная в реестр перевозчиков, несет ответственность за своих подопечных – тех, кто находится в реестре от ее имени. По сути, этот агрегатор может оказывать комплексный сервис тем перевозчикам, которых привлек под свои знамена – начиная от бухгалтерского и юридического сопровождения, заканчивая обеспечением их работой, гарантию оплаты которой берет на себя.
Автор: Артем Баршай, генеральный директор «СоюзХимТранс-Авто»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.