– Влияние пандемии коронавируса (COVID-19) на повседневную жизнь людей, предприятий и правительств возросло. Оказывает она влияние и на международные автоперевозки. Это создает новые риски.
Неотложная задача – сохранить цепочки поставок, в том числе в секторе автотранспорта, особенно предметов первой необходимости, таких как продукты питания и предметы медицинского назначения. Товары необходимо перевозить, но, конечно, делать это как можно более безопасным для транспортников и граждан способом при соблюдении последних соответствующих государственных руководящих принципов.
Индустрия делает все возможное, чтобы справиться с трудной ситуацией, когда правила и ограничения меняются быстро и часто случайным или несогласованным образом. Тем не менее отрасль серьезно относится к социальной ответственности, чтобы продолжать работать как можно лучше в условиях кризиса.
Как бороться с зловредным вирусом
– Приняли ли европейские автоперевозчики достаточные меры, необходимые в данной ситуации?
– МСАТ и его членская сеть продолжают следить за ситуацией в регионах и за границей, консультируя транспортные компании по вопросам борьбы с пандемией и ее последствиями. IRU реализовал планы кризисов и обеспечения непрерывности, включая превентивные меры по защите персонала.
– Каковы экономические и социальные последствия вируса?
– Хотя полная шкала COVID-19 еще не известна, мы можем только предположить, что вспышка будет продолжать оказывать серьезное воздействие на мировую экономику, торговлю и туризм в ближайшие недели и месяцы, в том числе и на сектор автотранспорта, на цепочки поставок и мобильность сети, которые поддерживает данный транспортный сектор.
Тем не менее нельзя создавать искусственные барьеры для перемещения людей и товаров. Производство и распределение благ достаточно сильно зависит от услуг, предоставляемых операторами автотранспорта.
Вместе с тем межконтинентальные контейнерные перевозки значительно сократились. В IRU оценивают снижение глобальной автомобильной деятельности в размере до 20% в 2020 году – в зависимости от того, как долго сохранится ситуация. Это может привести к глобальной потере доходов операторов на $2 трлн.
Почти 6% всех занятых в мире людей работают на автотранспорте – в основном в малых и средних фирмах, которые из-за своего размера не могут легко справиться с экономическими последствиями COVID-19. Для них это серьезные внешние потрясения.
Экономическое бремя велико и растет как для работников, так и для владельцев фирм. Они делают все возможное, чтобы оставаться на плаву, однако функционирующие цепочки поставок и мобильность основных работников зависят от того, остаются ли они в бизнесе.
Как снизить риски сбоев в логистике
– Что следует сделать, чтобы облегчить автоперевозки и не допустить сбоев в логистике?
– Чтобы сохранить функционирование автомобильных транспортных сетей, IRU призывает правительства и власти, а также банки и финансовые учреждения предпринять различные временные действия, чтобы облегчить бремя кризиса для операторов.
Безусловно, операторам следует применять более высокие стандарты в области охраны здоровья и безопасности водителей при погрузке и разгрузке товаров (особенно в карантинных зонах) и в отношении перевозки документов, чтобы продемонстрировать соблюдение правил охраны здоровья. Автоперевозчики должны обеспечивать отслеживаемость операций при регистрации груза и водителя, а также связанных с поддержанием движения транспортного средства.
Правительствам и властям следует четко сообщать о процедурах правоприменения для транспортных средств, водителей и грузов или пассажиров, особенно в зонах карантина. Правительства и органы власти должны тесно координировать и публиковать меры по смягчению воздействия ограничений, которые они принимают, на цепочки поставок и связанные с этим перемещения товаров и людей.
Перевозчики вправе рассчитывать на компенсации
– Но это же может остановить движение, если чиновники не будут придерживаться логики здравого смысла… Как обеспечить безопасность и при этом не остановить перевозки?
– Это задача правительственного уровня. На практике необходимо обеспечить следующие меры.
Во-первых, облегчите правила вождения и отдыха, чтобы обеспечить эффективную логистику для критически важных товаров (продовольствие и медикаменты) и позволить водителям как можно быстрее покинуть пострадавшие районы или карантинные зоны и вернуться домой.
Во-вторых, снимите ограничения доставки, чтобы гарантировать, что доставка может происходить в более безопасное время, например ночью.
В-третьих, облегчите условия погашения кредитов и ипотечных кредитов у финансовых учреждений, особенно для крупных транспортных ссуд, а также сроки уплаты НДС и налогов.
В-четвертых, целесообразно временно отменить или хотя бы уменьшить плату за проезд и дорожные сборы для грузовых автомобилей и автобусов.
В-пятых, следует установить программы поддержки временно безработных работников автомобильного транспорта.
В целом же властям необходимо избегать односторонних мер, которые могут затруднить трансграничную перевозку товаров, особенно предметов первой необходимости (продукты питания, медикаменты). А если уж вводятся ограничительные меры, то должны быть предусмотрены и программы экстренной финансовой помощи пострадавшим предприятиям для предотвращения банкротства.
Сохранение открытых цепочек поставок автомобильного транспорта и мобильных сетей крайне важно, чтобы помочь всем нам справиться с пандемией COVID-19 в ближайшие недели и последующий период.
Но для этого нам необходимо защитить работников и компании, которые являются опорой автомобильного транспорта, и поддерживать транспортные связи открытыми, где и как можно дольше, в пострадавших районах, с тем чтобы товары первой необходимости и люди могли добраться туда, куда они им нужно.
Беседовал Александр Солнцев