– Оксана, как за год изменились расценки на автоперевозки?
– Изменились. Но динамика изменений зависит от направления грузоперевозки. Расценки на автоперевозки из стран Западной Европы в Россию в первом квартале 2023 года выросли в среднем на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Ставки на доставку грузов из Центральной Европы (Польша, Литва) остались на уровне января–марта прошлого года, хотя были периоды, когда они демонстрировали рост. Не изменились и тарифы по направлению РФ – страны Евросоюза. Связано это со значительным падением объёма экспортных поставок.
– Кто диктует ставки на рынке автоперевозок: автоперевозчик или грузовладелец?
– Вследствие введенных санкций и инициативного отказа многих крупных производителей и международных логистических операторов работать на российском рынке объем перевозок как в Евросоюз, так и из Евросоюза стал стремительно сокращаться. При этом значительное количество перевозчиков, которые ранее работали с европейским рынком, переориентировали свои автопарки на Среднюю и Юго–Восточную Азию. Это естественным образом повлекло снижение ставок. К примеру, по направлению РФ – Казахстан/Узбекистан они упали на 10–30%.
Санкции Евросоюза, ответные меры со стороны России и Беларуси привели к тому, что в 2022 году условия диктовали автоперевозчики. Это был год со множеством нововведений и неопределенностей, и даже значительное падение товарооборота не вызвало снижения ставок. Грузовладельцы были готовы платить за решение. В текущем году схемы доставки стали более понятны, и сейчас уже ставки на рынке начинает диктовать грузовладелец.
– Как изменятся ставки в 2023 году?
Достаточно сложно прогнозировать, поскольку возможно много вариантов развития событий. Кризис мировой системы экономических отношений усугубляется геополитическими событиями.
Ставки на автомобильные перевозки в ЕС и из Европы могут расти – не в такой степени, как в 2022 году, но предпосылки к этому все–таки есть. В числе главных факторов я бы отметила увеличение стоимости техники и ее обслуживания, а также растущий дефицит водительских кадров в Европе.
Но санкции Евросоюза способствуют наращиванию торговых связей России со странами Средней и Юго-Восточной Азии. И, с большой вероятностью, ставки на этих направлениях будут снижаться из–за высокой конкуренции перевозчиков.