– Необходимости в нем нет. Но есть желание круга заинтересованных лиц обкатать технологии и нормативную базу в такой отрасли, как перевозка грузов беспилотным транспортом. И трасса М-11 – это лишь полигон с условиями, наиболее приближенными к реальной жизни.
– Верите ли Вы в успешность такого проекта?
– Успешность проекта на старте у меня не то чтобы под сомнением… Я уверен, что это будет наработка опыта и испытание того, как состыкуются системы, организации, отрасли и все остальное. Как такового экономического выхлопа от данного проекта ожидать не приходится.
– Реально ли запустить беспилотное грузовое движение по М-11 уже через пару лет?
– Думаю, что при соблюдении нескольких условий реально. Но выполнение одного из них вызывает у меня большие сомнения. Имею в виду нормативную регулирующую правовую базу беспилотного движения на общественных магистралях и все, что с этим связано.
– Что еще может помешать дорожникам осуществить этот проект?
– Не будем забывать про создание инфраструктуры (если не ошибаюсь, то ее планировали в инвестициях из расчета 6 млн руб. на 1 км пути), а также про четкую синхронизацию всех участников проекта: перевозчиков, экспедиторов, инженерных служб, которые обслуживают этих роботов, Минтранс, ГИБДД и т. д. Только с учетом исполнения всех пунктов беспилотный коридор представляется мне реализуемым. До недавнего времени был и еще один нюанс, мешающий воплощению проекта в жизнь. Имею в виду мост через Волгу. Видимо, появилась возможность сдать его раньше, чем в 2024 году, поэтому и работы над проектом беспилотного коридора ускорились.
– А как соблюсти меры безопасности при реализации столь масштабного, но пока еще неоднозначного проекта?
– На вопрос про меры безопасности как раз сложно ответить при отсутствии нормативно-правовой базы. Однако можно смело рассуждать о безопасности груза, который повезут автомобили с беспилотным управлением. Тут играют роль факторы, которые мы выше не рассматривали. Случись вдруг ДТП – кто и какую ответственность понесет: перевозчик, фирма-производитель грузовика-робота или кто?
– Другая ситуация: едет грузовик по дороге, а его прямо на ходу обкрадывают…
– В случае с управлением человеком подобный инцидент все-таки можно как-то разрешить. А что должен сделать грузовик, голова которого – робот? У него есть алгоритмы на данный инцидент? Как отреагирует машина? И кто (возвращаясь к нормативной базе) ответит за кражу? Кто несет ответственность за безопасность груза в сложной мультимодальной перевозке, одно из плеч которой – такой вот коридор с беспилотником? Как здесь будет работать страхование? Пока вопросов больше, чем ответов. А ответы надо прописывать в законах и правилах, нарабатывать опыт. Вот ради этого опыта и стоит данный проект запускать.
Беседовал Степан Ратников