– Действительно, BlaBlaCar появился 14 лет назад как карпулинговый сервис. С тех пор много воды утекло. Изменились технологии, изменились люди, изменились привычки. Покупка билета на автобус или поезд онлайн перестала быть чем-то необычным. В какой-то момент стало понятно, что намеренное ограничение платформы карпулингом не делает наших пользователей счастливее. Мы точно знаем, что каждый раз они выбирают разные виды транспорта в зависимости от поездки. Иногда едут на автобусе, чтобы иметь возможность выспаться в длинной дороге. Иногда едут с попутчиками, потому что нет прямого автобусного рейса, а с пересадкой ехать неудобно. Иногда на поезде, иногда на самолете...
Другими словами, делать карпулинговый сервис только ради самой идеи – такой задачи не было никогда. Но 14 лет назад это был самый оптимальный вариант. Как я уже сказал, с тех пор мир изменился. Поскольку карпулинг – это автодорожные поездки, то было логичным при расширении своего предложения добавить на платформу именно автобусные предложения. Таким образом, сегодня мы стремимся стать глобальным маркетплейсом для автодорожных поездок.
Для самих пользователей с этой точки зрения сильных изменений не произошло. Карпулинг как был на платформе, так и останется. Это наше конкурентное преимущество.
– Рассматриваете ли вы вероятность, что цены на поездку с попутчиком будут расти, так как водители будут ориентироваться на стоимость билета на автобус? И наоборот – будут ли популярны автобусы, если пользователи как раз хотели найти альтернативу?
– Мы ограничиваем водителей в числе попутчиков (не более четырех) и в размере компенсации, чтобы они могли лишь компенсировать расходы на поездку, но не получать прибыль. Поэтому такая вероятность исключена. Это касается только карпулинга.
Что касается автовокзалов и перевозчиков, то они могут устанавливать любую цену, это их бизнес, они с каждого проданного билета платят налоги, поэтому имеют право на такие действия. В отношениях с ними мы выступаем лишь платформой, где они могут реализовывать свои билеты онлайн.
Карпулинговые и автобусные поездки не конкуренты, они дополняют друг друга. Карпулинг удобен гибкостью маршрутов, относительно низкой ценой и возможностью заводить новые интересные знакомства.
У автобусных поездок – другие преимущества: гарантия совершения поездки, возможность купить билет заранее, удобство совершения длинных ночных поездок, путешествия с большим багажом и большой компанией людей, удобства на борту (туалет, Wi-Fi и пр.). По этим причинам автобусы всегда будут пользоваться популярностью. Ни в одной из 22 стран, где работает BlaBlaCar, из-за карпулинга не закрылась ни одна автобусная компания.
– В декабре 2019 года BlaBlaCar купил компанию Busfor – дистрибьютора онлайн-билетов на автобусы в Центральной и Восточной Европе. Однако своего парка автобусов BlaBlaCar в России пока не представил. Планируете ли вы это?
– Нет, не планируем. Это не наша бизнес-модель. Мы дистрибьютор билетов и поставщик IT-решений для дистрибуции этих билетов.
– По какой модели будет в принципе организована работа сервиса в России?
– У нас лучшие на рынке технологии по дистрибуции и управлению онлайн-продажами билетов на автобусы. Это бесспорный факт. Мы предоставляем эти технологии автовокзалам и перевозчикам и берем комиссию за каждый проданный билет. По сути, мы даем партнерам возможность быстро и легко телепортироваться из прошлого, в котором многие из них застряли, в настоящее. Таким образом, они начинают лучше удовлетворять запросам своих клиентов, получают больше пассажиров и больший заработок. Мы предлагаем предельно честные, прозрачные и взаимовыгодные отношения.
– В какой стране автобусный сервис наиболее успешен и какая там используется модель?
– Честно говоря, не вижу большого смысла сравнивать разные рынки. Автобусный рынок России сильно фрагментирован, здесь сотни мелких игроков, работающих на отдельных маршрутах в разных регионах. В той же Франции буквально пара-тройка перевозчиков, которые, по сути, занимают доминирующее положение. Если сравнить рынки, похожие на Россию, то BlaBlaCar активно и успешно развивает автобусное направление на Украине и в Бразилии. Наши рынки по своей формации сильно похожи.
– Сколько российских перевозчиков сейчас сотрудничает с вами?
– Больше 500 перевозчиков по всей стране. Плюс автовокзалы, в том числе очень крупные, в Новосибирске, Казани, Чебоксарах, Орле и т. д. Сегодня у нас есть партнеры почти во всех регионах.
– Большинство населения России в регионах привыкли к покупке билетов на автовокзале. Есть ли какая-то динамика в изменении этих пристрастий, которую вы фиксируете? Не планировали ли вы ставить стационарные пункты продаж билетов на вокзалах для захвата этой аудитории?
– Люди покупают билеты в кассе вокзала, потому что до последнего времени им никто не предлагал сделать это онлайн. Но покупать билет в кассе неудобно: очереди, потеря времени и т. д. Эта привычка быстро уйдет в прошлое, так же как сегодня никто не возмущается, что зарплату получает не купюрами, а на банковскую карту.
По поводу стационарных пунктов продажи билетов на вокзалах. Наверно, в этом была бы необходимость, если бы автовокзал отказался от своих касс. В любом случае это промежуточный шаг между сегодняшним днем и счастливым ближайшим будущим, где купить или обменять билет можно будет в пару кликов с вашего смартфона. Собственно, именно в это будущее мы ведем автобусный рынок.
– Не секрет, что сервисом пользуются и те, кто стремится извлечь из возможностей платформы коммерческую выгоду. Ранее в пресс-релизах компании упоминалось, что добавление автобусных перевозчиков на платформу – это шаг к обелению этих процессов. Каким способом вы планируете перетаскивать водителей из серой зоны и переводить их в ранг «автобусников»? И планируете ли вы заниматься этой задачей в принципе?
– На платформе есть ровно две категории транспорта. Одна – это простые автомобили категории Б, которыми управляют водители-попутчики. Вторая – это легальные автобусные перевозки, билеты на которые вы можете купить в кассе вашего автовокзала.
Перетаскивать водителей-попутчиков в категорию автобусных перевозчиков мы никогда не планировали. Это абсурд.
Также мы не запускали на платформе продажу автобусных билетов для «обеления процессов», как вы это называете. Как я ранее сказал, автобусы появились на платформе с целью расширения транспортных опций в интересах наших пользователей-пассажиров, чтобы они могли выбирать для себя оптимальный транспорт (попутчика или автобус) в каждой конкретной поездке.
Что касается водителей, которые пытаются извлекать коммерческую выгоду от использования нашего сервиса. У нас есть целый перечень правил, как использовать платформу запрещено, в том числе нельзя завышать цену, использовать другие автомобили, совершать частые поездки и т. д. Нарушение любого из этих правил автоматически ведет к блокировке аккаунта. Мы регулярно совершенствуем механизмы, которые позволяют выявлять таких нарушителей. Также у нас есть команда службы поддержки, которая проверяет все жалобы пассажиров на нарушения. Нам пока не удалось решить эту проблему до конца, но таких нарушений сегодня на платформе – единицы процентов от общего числа поездок. И мы будем продолжать с такими нарушителями бороться.
– Контролируете ли вы как-то деятельность автобусных перевозчиков, зарегистрированных на платформе? Несет ли BlaBlaCar какую-либо ответственность за качество предоставляемой услуги?
– Мы сотрудничаем только с легальными автобусными перевозчиками, на чьи рейсы вы всегда можете купить билет в кассе своего автовокзала. Эти перевозчики проходят весь необходимый контроль со стороны регулирующих органов. Юридическую информацию об этом перевозчике можно найти в его профиле на нашей платформе.
Ответственность за качество предоставляемых услуг лежит на перевозчике. Мы отвечаем за информационную составляющую: работу платформы, удобство поиска, гарантию проведения онлайн-платежа, возврат денег в случае необходимости и т. д.
– Насколько пострадала компания и запуск автобусного проекта от коронавируса? Работа сервиса в России была приостановлена. Как это повлияло на развитие автобусного направления?
– Ни одну компанию в России коронавирус не обошел стороной, и BlaBlaCar тут не исключение. Мы на 2 месяца вообще останавливали работу сервиса. Делали это исключительно с мыслью о здоровье и безопасности наших пользователей. Соответственно, потеряли какую-то часть прибыли.
Однако для нас это не было слишком болезненно. Все-таки у нас нет своего автопарка и обязательств по обслуживанию маршрутов. Мы отправили людей на удаленную работу, сократили свои расходы на маркетинг и в спокойном режиме переждали пик пандемии. Кстати, мы использовали это время с пользой: занимались процессами интеграции двух команд – BlaBlaCar и Busfor. У нас был определенный план действий, рассчитанный на завершение в течение 2020-го, но из-за пандемии различные бюрократические вопросы в этой части были закрыты до середины года. На полную интеграцию команд потребуется еще пара месяцев. В частности, мы хотим переехать в один офис.
– Сейчас наблюдается рост заболеваемости коронавирусом. Рассматриваете ли вы возможность повторной приостановки деятельности?
– Скажем так: мы этот вариант не рассматриваем, но не исключаем. Мы пристально следим за ситуацией и будем готовы действовать по обстоятельствам.
– Какая динамика роста продаж билетов на автобусы по регионам есть сейчас? Где услуга наиболее популярна?
– Мы не раскрываем эту информацию. Могу сказать, что число проданных онлайн-билетов на автобусы ежегодно растет. В абсолютных цифрах это пока не сильно впечатляющие результаты, потому что начали с низкой базы. Но ожидаем экспоненциальный рост.
Онлайн-платежи – это глобальный тренд и наше с вами неизбежное будущее. Государство заинтересовано в том, чтобы все денежные транзакции проходили онлайн, чтобы иметь контроль за оборотом денежных средств. Поэтому все бюджетники получают зарплату на карту «Мир», услуги ЖКХ можно оплатить онлайн и даже кое-где голосовать можно через интернет. Билеты на автобусы люди тоже будут покупать онлайн. Это вопрос ближайшего будущего.
Беседовала Юлия Чернышевская