- Не совсем так. В 2022 году на фоне роста лизинговой нагрузки, проблем с запасными частями, изменением привычных маршрутов автоперевозчики, действительно, старались оптимизировать затраты. Сегодня рынок приспособился, и участники рынка видят новые пути для развития бизнеса.
- На рынке перевозки скоропорта перекос в какую сторону: предложения или спроса на специализированную технику?
- На данный момент спрос преобладает над предложением на рефрижераторы, особенно в сегменте транспорта для крупнотоннажных перевозок. В этом году наиболее острым станет дефицит именно на полуприцепы-рефрижераторы: ранее две трети годового объема составляла импортная продукция.
С моей точки зрения, нет на рынке и избытка тягачей. У всех основных игроков есть потребность в расширении парков.
- Могут ли участники рынка самостоятельно компенсировать дефицит, ну хотя бы рефрижераторных полуприцепов, исходя из мощностей отечественных производителей?
- Ситуация имеет многофакторный характер. Рефрижераторный полуприцеп — это шасси, изотермический кузов, холодильно-отопительная установка (ХОУ). ХОУ для полуприцепов-рефрижераторов в России не производят. Ранее их импортировали основные мировые производители – Carrier или Thermo King. Агрегатами оснащались и российские полуприцепы. Компания Thermo King ушла с российского рынка и теперь не представлена в России официально.
Да и сам полуприцеп собирается из множества компонентов и есть проблемы с теми из них, что импортировались из Европы. Российские производители полуприцепов – это Тонар, Центртранстехмаш, Мосдизайнмаш и другие прилагают очень много усилий для восполнения дефицита на рынке, но в ближайшем году полностью компенсировать дефицит вряд ли будет возможно.
- В АСОРПС рассказали РЖД-Партнеру и о дефиците тягачей для полуприцепов-рефрижераторов…
- Магистральные автоперевозки продовольственных товаров, лекарственных средств и других грузов, требующих соблюдения температурного режима, выполняются в полуприцепах, присоединенных к седельных тягачам. Именно в этом сегменте тягачей подавляющая доля приходилась на продукцию «большой семерки» европейских автопроизводителей. Дефицит возник в связи с их уходом из России и санкциями на поставку грузовиков и спецтехники.
Да, на наш рынок вышли поставщики из Азиатского региона и они имеют высокие шансы занять нишу. Конечно, отечественные производители, такие как «КАМАЗ» и другие, наращивают свои возможности. Но спрос во всех секторах коммерческого грузового транспорта пока не удалось удовлетворить.
- Насколько лето 2023 года станет «жарким» для «холодильной цепи»?
- Поддерживать температуру внутри фургона требуется круглый год. В летний период востребованность рефрижераторных перевозок возрастает, как из-за роста температуры окружающей среды, так и из-за увеличения количества перевозимой продукции, например, нового урожая. Но рынок адаптируется и, хоть и сложно делать прогнозы, рассчитываю, что основные показатели по рынку будут, пусть и ненамного, но лучше чем в 2022 году.
Беседовала Алена Алешина