– Пока электромобиля Lada e-Largus как такового нет. И мы не можем представленное даже называть прототипом. Показали машину в разрезе. Как в автошколах. На картинке есть двигатель, есть аккумулятор, есть батареи. Но это просто картинка. Это – план, декларация о намерениях. На мой взгляд, этот план создали, чтобы успокоить заводчан, а не для того, чтобы выпустить e-Largus в серию.
По-хорошему АвтоВАЗ должен представить рынку e-Largus вместе с технической документацией, с перечнем комплектующих. Однако произошла попытка успокоить заводчан громкими заявлениями о намерении и грандиозными планами на будущее. Пока есть только идея. И главное – идея эта предполагает, что Lada e-Largus будет состоять только из российских комплектующих. Нельзя сказать, что в России совсем нет отечественных комплектующих. Они есть. Но они дороже аналогов из Китая, и даже вес их много выше.
Еще раз: производство Lada e-Largus в Ижевске – это намерение, план на ближайшее десятилетие.
– Как десятилетие? Заводчанам, которые трудятся в Ижевске, пообещали наладить производство электрокара в самое ближайшее время…
– В Ижевске могут наладить производство кузова для Lada e-Largus, штамповать его научились, но двигателя для электрокара нет. Но даже если двигатель внезапно будет, чтобы ввести электрокар в серию, нужен год минимум.
Ижевск, чтобы заработать в полную силу, должен выпускать серийную модель. Ее нет. Нет даже прототипа Lada e-Largus.
– Тогда какое будущее у автозавода в Ижевске?
– Завод уже в простое. Заводчан уже уведомили о сокращении до минимума, необходимого для поддержания жизнедеятельности завода. Все производственные мощности переведут в Тольятти? Этот вопрос тоже уже решен. Мое личное убеждение: предприятие или закроют, или его спасут коллеги из Китая, которых приведут на завод с крупноузловой сборкой.
– Но коллег из Китая ждут на многих российских автозаводах…
– Да, на них очередь уже. Именно на коллег из Китая надежда почти у всех российских автозаводов. Но Китай опасается вторичных санкций, поэтому он поставляет модели не новые, не высококачественные и не перспективные.
Отечественный автопром спасти могут коллеги из Ирана. Но, во-первых, Иран собирает тоже китайскую модель. А во-вторых, с Ираном много проблем – вопрос логистики продукции из страны не решен. Получается, Иран и рад помочь, но логистические трудности делают производство с помощью Ирана крайне дорогим и неконкурентоспособным.
– Россия способна произвести собственный автомобиль?
– Создание любого автомобиля с нуля – это задача на два-три года. Обычно дольше. В России нет на эти цели ни времени, ни инвестиций. Для старта необходим минимум $1 млрд, но таких денег нет. Я пока не вижу даже специалистов, способных рискнуть и создать российский автомобиль.
Беседовала Алена Алешина