– Для пассажиров ничего не изменится в работе с такси. Как и раньше такси вызывали по телефону, так и будут вызывать. Хотя есть одно изменение: легальные таксисты гарантируют пассажиру компенсацию на восстановление здоровья в случае аварии.
Для таксистов тоже, по большому счету, требование об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) ничего не изменит. Стоимость его – всего 3,5 тыс. в год. Это не столь высокие финансовые затраты. Таксисты признают неподъемными требования по ОСАГО, стоимость этого полиса доходит до 90 тыс. руб.
– Как пассажиру определить: он вызвал легальное такси или нелегала, который смог принять заказ у агрегатора? Опрашивать таксиста перед тем, как сесть в машину?
– Любой таксист пассажиру сразу скажет, что он работает в правовом поле и он – легальный. Проверить легальность таксиста практически невозможно. Отделять легальных таксистов от нелегальных должен агрегатор. Агрегатор должен проверять техническую исправность машины, проверять документы у водителя, в том числе наличие полисов ОСГОП и ОСАГО. Но по каким-то разным причинам этого не делает.
– Вы пользуетесь услугами такси?
– Да! Например, в тот день, когда поехал на Форум такси. Вез Андрей. Он сразу признался, что работает по правилам: у него есть и ОСАГО, и машина правильного белого цвета. Но есть одно «но», он работает он – круглосуточно, хотя законодательно запрещена работа более 12 часов. Трое суток работает по 24 часа. Что с этим делать? Вся законодательная система заточена на то, чтобы отсекать тех, кто работает без отдыха. Получается, система – не работает, она только имитирует работу.
Таксистов, работающих в правовом поле, всего 30%. Получается, мы сейчас законодательно применяем меры к тем таксистам, которые работают в правовом поле. А таксистов, работающих в «сером поле» мы не то чтобы не видим, мы не можем к ним применить никакие меры воздействия. С нелегалами мы фактически не боремся.
– Получается, что нет законодательных возможностей убрать с рынка эти 70% таксистов, работающих нелегально?
– Хуже того! У легальных таксистов есть соблазн перейти в «серую зону». Потому что здесь меньше правил, меньше требований, меньше проверок. Вот это сейчас самое плохое – мы законодательно уменьшаем легальный рынок такси, создаем им дополнительные препоны и не ловим реальных нелегалов.
– Петербургские депутаты что намерены делать, чтобы изменить эту ситуацию?
– У нас создана рабочая группа. В рамках ее мы собираем легальных таксистов и выясняем, что именно им поможет. Одна из проблем, о которой они говорят, – лимит на самозанятых. Они хотят его поднять. Минфин России определил, потенциальный доход у самозанятого не должен превышать 2,4 млн рублей в год, они в сентябре приблизились к этому лимиту. Теперь им или уходить и не работать, или переходить в новый статус – индивидуальный предприниматель. Второй вариант – более сложный уровень отчетности в налоговой инспекции.
Таксисты также просят законодательно определить ту услугу, которую уже оказывают на рынке, но она – вне закона: такси по заказу. Услугу оказывают так: есть некий Вася, у которого есть машина, и есть некий Петя, который попросил этого Васю довести его из одной точки в другую. Вася занимается частным извозом, но не платит налоги, потому что он не такси, а заказная перевозка. Легальные таксисты хотят определить эту услугу законодательно. Будем заниматься! Определим и частным извозчикам законные нормы и правила для работы в правовом поле. Они тоже будут платить налоги, будут проходить медицинский и технический осмотр.
Да, к этим Василиям попадают и ВИП-такси, и таксисты, которые дежурят у метро, и устраивают перестрелки за клиентов.
– Поговорим о Пулково. Здесь ситуация обратная: в аэропорт могут заезжать такси только одного агрегатора. Не кажется ли Вам, что здесь тоже есть нарушения?
– Это действительно так. И с одной стороны я здесь вижу дискриминацию других агрегаторов, но когда Пулково объявил результаты конкурса и стало известно, что в воздушной гавани сможет работать только один агрегатор, никто из других частных агрегаторов не подал жалобы ни в Пулково, ни в ФАС. Получается, рынок устраивает эта ситуация. А депутаты не могут подменять рынок. Возможно, рынку нравится работать по правилам монополии.
Надо отметить, что к агрегатору, который работает в Пулково, есть вопросы и у пассажиров, и у налоговой службы. Да, депутатам есть с чем работать. Но не с числом таксомоторных компаний, которые работают в Пулково.
В Пулково с 1 января 2025 года начнут действовать штрафы против бомбил. Возможно, тогда появятся жалобы.
– Легальные таксисты готовы работать с депутатами? Ведь ни одни в одиночку, ни вы не сможете освободить рынок от нелегалов…
– Таксисты – это живая среда! Здесь работают правильные хорошие люди, здесь – бизнесмены, которые хотят работать в условиях понятного бизнеса, и я понимаю их требования.
Чем такси отличается от перевозчиков, оказывающих услугу в секторе общественного транспорта? Главное различие – сами машины. Их не предоставляет государство – это или частная собственность самого таксиста, или собственность инвестора, который взимает аренду за пользование машиной. Это – реальный рынок, в который ни копейки не вкладывает государство. И они пытаются выжить в новой экономической парадигме. Моя задача как депутата – сделать так, чтобы они платили в том числе налоги в бюджет Петербурга. В прошлом году, по данным налоговой службы, такси перечислили в бюджет Петербурга 352 млн руб., а недополучил бюджет – 2,8 млрд руб. Вот моя задача – как депутата – чтобы все средства в полном объеме шли в городской бюджет. Это моя позиция. Позиция участников рынка такси – получение прибыли, с учетом постоянно растущих в цене машин, запчастей, страховок. Мы учимся работать так, чтобы каждый смог выполнить свою задачу.
Беседовала Алена Алешина