– Проект по изменению требований к легковым такси начал разрабатываться 2 года назад: в 2018 году Госдума в первом чтении приняла закон о такси. В сентябре 2020-го к обсуждению данного вопроса подошли основательно, и теперь водители, а также пассажиры могут ознакомиться с проектом требований, которые вступят в силу 1 января 2021 года. Окончательный текст закона в настоящее время не представлен.
Известно, что, согласно новым требованиям, операторов обяжут вести журнал регистрации заказов не только в электронном, но и в рукописном формате, где должны указываться дата и время поездки, место начала и окончания поездки, госномер автомобиля, ФИО водителя, наличие детского кресла, возможность перевозки людей с ограниченными возможностями. Данная информация будет храниться в течение 6 месяцев, а по окончании поездки каждому пассажиру необходимо будет предоставить электронный чек. Таксисты должны будут уведомить заказчика о стоимости поездки, возможных причинах ее отмены и ориентировочном времени прибытия, а пассажиры смогут сами выбрать маршрут к месту назначения. Также салоны автомобилей предлагается оснастить тахографами, что позволит отслеживать состояние водителя и исключить вероятность переработок.
– Как новые требования скажутся на ценовой политике перевозчиков?
– Безусловно, будущая инициатива может изменить ценовую политику перевозчиков. Скорее всего, тарифы на перевозки увеличатся. Прежде всего это связано с системой штрафов, которая предусмотрена в новом законопроекте. Так, например, если в салоне отсутствует информация о перевозчике, то водитель должен будет заплатить штраф в размере 1 тыс. руб., а организация-перевозчик – 30 тыс. руб. Невыдача чека предусматривает штрафные санкции в сопоставимом размере, а отсутствие «шашек» на крыше такси повлечет за собой выплату 3 тыс. руб. для водителя и 50 тыс. руб. для организации. Кроме того, повышение цен будет обосновано дополнительными затратами, возложенными на таксопарки (например, покупкой тахографов).
– На Ваш взгляд, изменится ли после ужесточения требований баланс между ИП, работающими с крупными агрегаторами, и большими фирмами-таксопарками?
– Ужесточение требований скажется на балансе самозанятых таксистов и сетевых агрегаторов. В связи с повышением цен вполне возможно, что число заказов снизится. На мой взгляд, для того чтобы нивелировать ситуацию и снизить финансовые потери перевозчиков после принятия закона, необходимо сделать отдельные группы требований, актуальные для самозанятых перевозчиков и водителей, которые работают в крупных компаниях. Например, снизить размер штрафов для индивидуальных перевозчиков.
Беседовала Анастасия Игонина