– Исходя из нашего опыта работы в этом направлении, ставки на перевозку машин автовозами с московских станций до основных складов наших клиентов за последний год выросли более чем в два раза.
Рост стоимости логистики обусловлен несколькими причинами:
Во-первых, весной при запуске проекта по доставке автомобилей в Россию по железной дороге китайская сторона согласовала отправление около 25–30 поездов единовременно. Однако прием такого количества составов не был согласован станциями прибытия. Поскольку отправление не было поэтапным, это привело к большому скоплению поездов как на станциях прибытия, так и в пути следования по РЖД.
Во-вторых, из-за существенного роста объема перевозок автомобилей из Китая в РФ появилась нехватка порожнего оборудования для погрузки машин в регионах, где расположены заводы по производству автомобилей. Как правило, фабрики находятся в отдаленных регионах Китая, а пополнение контейнерных стоков идет медленнее обычного. У перевозчика есть только два варианта решения данной проблемы: купить новый контейнер либо доставить имеющийся с других площадок для хранения. Оба варианта являются дорогостоящими, что сказывается на ценообразовании транспортировки.
Третья причина – спрос на доставку автомобилей возник очень резко, существующий парк автовозов в России не был готов к такому росту и не мог перевезти автомобили, прибывающие различными видами транспорта.
Помимо основной проблемы, связанной с нехваткой автовозов, мы столкнулись еще с одной сложностью – собственники такого транспорта не были заинтересованы в перевозке по всем маршрутам. Как правило, часть автомобилей прибывала на поездах в Московский регион, а часть – морем или прямыми контейнерными поездами в регионы РФ. Доставка из регионов или из портов РФ на склады клиента для собственника автовозов предпочтительнее, так как поездки на дальние расстояния приносят больший доход. Поэтому ставки на доставку из Московского региона на склады клиентов увеличились до уровня тарифов, действующих при транспортировке из регионов.
– По вашему мнению, как долго продлится эта проблема, имеет ли она решение в ближайшей перспективе?
– Даже если собственники начнут покупать новые автовозы или на рынок выйдут новые игроки, процесс по урегулированию ситуации не будет быстрым. Это обусловлено бюрократическими сложностями при аккредитации автомобилей и водителей на железнодорожных станциях.
Но тем не менее проблема уже постепенно решается. К примеру, станции назначения ввели дополнительные санкции при отправлении составов без предварительного согласования. Это означает, что перед отправкой состава из Китая перевозчик должен получить подтверждение станции прибытия о возможности принятия поезда. В противном случае перевозчик обязан искать альтернативные станции либо смещать отправление. Эта мера привела к нормализации процесса согласования составов и более поступательной отправке поездов из Китая строго на те станции, которые в состоянии принять поезд.
Но проблема с наличием автовозов пока не решена.
– Какие альтернативы можно найти для доставки авто по маршруту терминал – склад/дилерский центр?
– Существуют разные варианты, например, установка эстакад на складе выгрузки. Это дорогостоящее оборудование, и пока не все готовы его закупать. Негативные стороны данного решения связаны с большой ответственностью за выгрузку и сохранность машин, которую никто их участников цепочки перевозки не готов брать на себя.
Беседовала Анна Маничева