- За 2023 год рынок отыграл дефицит техники, образовавшийся в 2022 году, закуплено рекордное количество тягачей. По данным аналитического агентства «Автостат», за 10 месяцев прирост составил 81% относительно того же периода 2022 года. Причем подавляющее количество приобретенной техники – продукт китайского автопрома.
В этом году ключевая ставка выросла, данный фактор никак не влияет на повышение доступности автомобилей, скорее – наоборот. Они могут стать дороже вследствие увеличения ключевой ставки.
- Участники рынка теперь говорят о дефиците водителей?
- В борьбе за кадры перевозчики практически вдвое увеличили заработную плату сотрудников. Можно сказать, что это сработало: люди вернулись в отрасль. Сейчас серьезного дефицита на рынке не наблюдается, он находится в пределах нормы. Тем не менее, существуют сезонные спады, и лето 2023 года не стало исключением: нехватку кадров ощущали все транспортные компании в стране.
- Дефицита грузоотправителей нет?
- В этом году крупные системные грузоотправители более грамотно подошли к контрактованию на высокий сезон: учли пожелания перевозчиков, пришли к консенсусу, что позволило им чувствовать себя максимально комфортно в период повышенного спроса.
- Ваш прогноз на 2024 год: что будет с рынком автоперевозок?
В течение 2023 года происходили события, которые должны привести к стабилизации рынка. В 2024 году рынок будет вести себя более спокойно. Не будет ажиотажа, который присутствовал в текущем периоде: автопарки перевозчиков подросли, а значит, предложение увеличится, тогда как спрос останется примерно на том же уровне. По нашим прогнозам, ставка стабилизируется на уровне среднего значения в четвертом квартале 2023 года.
Беседовала Алена Алешина