– Бронирование мест в электронной очереди доступно только на российской стороне, однако на ближайшие две недели все слоты уже заняты. А заранее спрогнозировать точное время прибытия транспорта на границу практически невозможно, что усложняет планирование и заставляет действовать по ситуации. Эти трудности во многом связаны с повышенным спросом на грузоперевозки в Китай, включая транспортировку автомобилей автовозами.
– Почему на российско-китайской границе появились эти заторы из автоперевозчиков, как Вы считаете?
– С предстоящим увеличением утилизационного сбора в России. Его повысят 1 октября. А заторы на китайско-российских погранпереходах возникли еще в середине августа. Китайские грузоотправители и производители самоходной техники стремятся успеть вывезти свою продукцию. И да, такой ажиотаж вызвал очереди на границе. Наибольшая нагрузка идет на МАПП «Забайкальск» и пункт пропуска «Благовещенск – Хэйхэ». В результате время ожидания на границе увеличилось до 5–7 дней, тогда как обычно это занимает от 12 до 24 часов.
– Но где подтверждение, что с 1 октября утильсбор есть? Пока есть только проект, предполагающий рост утильсбора.
– Проект постановления Правительства Российской Федерации 02/07/07-24/00149083 от 12.07.2024 об увеличении утилизационного сбора на автомобили опубликован Минпромторгом на портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru.
– Так что необходимо предпринять, чтобы остановить рост заторов на погранпереходах?
– Необходимо увеличивать пропускную способность пограничных переходов. Но это долгосрочное решение, оперативно устранить текущие заторы не поможет.
В краткосрочной перспективе значительно ускорить пересечение границы позволит сокращение времени досмотра и оформления документов. Это особенно актуально при большом потоке транспортных средств.
Беседовала Алена Алешина