Но те, кто не работает, все равно должны оплачивать налоги и займы, взятые на покупку автотранспорта. Сегодня на рынке есть несколько автоперевозчиков, у которых существует штат профессиональных водителей, в автопарках – современные большегрузные автомобили. Стоимость перевозки рассчитывается с помощью программ, написанных с учетом требований компании. Владелец компании видит, чем в данный момент времени занимается каждый водитель и куда едет фура. На учете – каждый литр бензина или дизтоплива и каждая рабочая минута водителя. Но есть и другие компании, признается С. Грачев.
«Эти конечную цену пишут на калькуляторе или на листочке, который тут же уничтожают. И первым приходится конкурировать с такими в цене перевозки», – говорит он
Привести эти разные компании к общему знаменателю невозможно, но необходимо. Последние несколько лет в отрасли ищут способы расчета «правильной ставки», которая удовлетворит всех участников рынка. Пока же компании, работающие на коленке, предлагают ставки ниже уровня окупаемости. Эти ставки ставят на колени весь рынок, сокрушаются эксперты и ссылаются на европейскую модель.
«В Минтрансе постоянно тыкают нас носом в этот европейский опыт. Но я даже не хочу говорить об этом! Как можно сравнить Европу и Россию? Вся Германия – это 700 км, а в России это, быть может, поездка на дачу. Зачем нам учитывать их опыт при расчетах?» – негодует С. Грачев.
Однако Владимир Матягин, президент ассоциации, считает, что Европа может помочь российским автоперевозчикам. Например, опытом в борьбе за свои права. В Европе для всех автоперевозчиков разработана общая система тарификации, которая учитывает и затраты на отдых, и амортизацию автомобиля, и отчисления на зарплату, топливо и налоги. Например, в Швеции час работы водителя большегруза оценивают в €75. В России автоперевозчики единой системы не имеют. На собрании сообщили: сейчас водителям большегрузов за каждый час работы готовы платить по 1,5 тыс. руб.
«Сегодня в России никто реальную экономику автомобильных грузоперевозок даже не считал. Не перевозчик назначает цену на свою услугу, а грузовладелец говорит, сколько он готов заплатить», – говорит В. Матягин.