Инициатива подразумевает автоматизированную передачу зафиксированных тахографом данных о нарушениях времени управления ТС и отдыха водителя, режима труда и отдыха водителей ТС, управление которым входит в их трудовые обязанности, скорости движения транспортного средства, в автоматизированную информационную систему в целях осуществления контрольной деятельности.
В настоящее время создается информационная система, которая обеспечит прием данных о правонарушениях от тахографов в онлайн-режиме.
Осуществлять сбор и анализ информации для дальнейшей передачи в надзорные органы будет оператор системы – ФБУ «Росавтотранс».
Порядок и сроки передачи такой информации будут определяться правительством РФ.
Соответствующие изменения также вносятся в Кодекс об административных правонарушениях в части обеспечения возможности использования тахографа для целей автоматической фиксации нарушений по регистрируемым параметрам.
Вводится административное наказание за движение со скоростью, превышающей 90 км/ч, фиксируемой тахографом более 1 минуты. При этом непрерывность процесса фиксации нарушения скоростного режима в течение 1 минуты позволит исключить погрешность в определения факта правонарушения, например, для обгона впереди идущего транспортного средства.
Также установлена предельно допустимая погрешность тахографов, равная 2 км/ч и времени, равной 5 сек.
Для установленных тахографов, не обеспечивающих передачу сведений в автоматическом режиме, будет определен переходный период до окончания срока службы, но не более 7 лет.
При этом собственники транспортных средств, оснащенных таким тахографом, также будут обязаны передавать информацию, фиксируемую такими тахографами в порядке, определяемом Правительством РФ.
В настоящее время указанные законопроекты проходят необходимые согласования для последующего внесения на рассмотрение в Государственную думу.
Кроме того, в рамках законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования деятельности по оснащению транспортных средств тахографами» предусмотрено урегулирования правоотношений, возникающих при оснащении транспортных средств тахографами.
Так, в рамках законопроекта предлагается лицензирование деятельности мастерских по оснащению транспортных средств тахографами, вводу тахографов в эксплуатацию, их техническому обслуживанию, ремонту и выводу из эксплуатации в целях унификации требований к их работе и обеспечения качественного выполнения вышеуказанных работ.
Также законопроектом предусматривается, что деятельность по выдаче персонифицированных карт тахографа будет осуществляться организацией-изготовителем карт тахографа в целях снижения стоимости карт тахографа и сокращения сроков их выдачи, а порядок выдачи карт будет определяться правительством РФ.
По данным Росстата, автотранспорт обеспечивает 90% объема перевозок в стране. С помощью автомобильных перевозок в 2018 году был обеспечен проход 357 т грузов. Ежегодно с участием грузопассажирских ТП происходит около 16–17 тыс. ДТП. При этом около 20% ДТП происходит по причине усталости водителя за рулем.