Такое право утрачивается со дня исключения из реестра. Требование о размещении в реестре сведений устанавливается в отношении грузовых автомобилей, имеющих технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т. Сведения о грузовых автомобилях, которые осуществляют перевозку для собственных нужд, в реестр не вносятся.
Кроме того, законопроект предусматривает создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы РФ «ГосЛог». На базе этой электронной системы и будет вестись реестр. Платформа призвана позволить транспортным компаниям оформлять все необходимые для перевозки грузов документы в цифровом виде.
Как говорится в пояснительной записке, в органах МВД России зарегистрированы 6,79 млн грузовых автомобилей, которые принадлежат 250–300 тыс. собственников. В 2023 году подавляющий объем перевозки грузов (73,6%, или 6,2 млрд т) пришелся на автомобильный транспорт. Москвичев со ссылкой на данные Ространснадзора в пояснительной записке сообщает, что на 2 апреля 2024 года о перевозочной деятельности уведомили только 46,1 тыс. владельцев автомобилей – менее 20% от общего числа собственников автомобилей.
«Соответственно, контроль за деятельностью 80% перевозчиков не осуществляется, полностью отсутствует контроль за используемыми ими для осуществления перевозок грузов транспортными средствами. По экспертным оценкам, в настоящее время более 60% перевозок грузов осуществляется фактически по серым схемам физическими лицами, которым владельцы грузовых автомобилей с целью снижения налогов и ухода от ответственности предоставляют их по договорам аренды, предоставляя также и объем работ, 56,2% грузовых транспортных средств зарегистрированы на физических лиц», – сказано в пояснительной записке.
В случае легализации грузовых перевозок налоги с доходов от перевозки грузов могут составить порядка 450 млрд рублей в год, уточняет автор.