Особую обеспокоенность вызывает задержка в уведомлении о штрафе – до 4–8 недель. За это время перевозчик может пройти через несколько «рамок» с тем же грузом и получить серию штрафов, оспаривание которых осложняется техническими сбоями и отсутствием оперативной обратной связи.
С начала 2025 года штрафы за перегруз выросли на 50%, достигнув 375–600 тыс. руб. в зависимости от превышения. Одновременно снизилась льгота за быструю оплату: теперь в течение 30 дней можно оплатить только 75% суммы, ранее действовала скидка 50%.
На фоне общего роста издержек – в I квартале себестоимость перевозок выросла на 12%, лизинговые платежи – до 27–28%, а ремонт и зарплаты – на 20–49% – дополнительная нагрузка может стать критической. В обзоре говорится, что более 60% компаний работают вне правового поля, что усиливает конкуренцию за счет демпинга. Разница в тарифах между «белыми» и «серыми» игроками доходит до 20%.
Эксперты считают, что решить проблему поможет:
- перераспределение ответственности между перевозчиком и грузоотправителем;
- возврат к практике очных проверок с участием инспекторов ГИБДД;
- отказ от автоматической выписки штрафов без анализа документов.
Если меры по доработке системы контроля не будут приняты, транспортная отрасль может столкнуться с дефицитом автопарка из-за банкротства добросовестных участников рынка, предупреждают авторы обзора.