Продолжающаяся стабилизация макроэкономических показателей создает благоприятные условия для развития рынка автомобильных перевозок крупнотоннажных грузов в России. Отмечены факторы, которые влияют на позитивные процессы.
● Планомерная стабилизация темпов роста потребительских цен на уровне 4% до 2028 г.
● Восстановление темпов роста ВВП после снижения в 2022 г. на уровне не ниже 2,3% до 2028 г.
● Сохранение роста реальных располагаемых доходов населения на уровне не ниже 2,6% до 2028 г.
Рынок автомобильных перевозок крупнотоннажных грузов характеризуется высоким уровнем конкуренции и низкой степенью консолидации. В связи с этим, согласно ответам респондентов, на рынке наблюдается ценовой демпинг со стороны отдельных игроков.
Переориентация торговых потоков обусловила глобальную перестройку логистических маршрутов, а также привела к удлинению плеча грузоперевозок.
Рынок остается подвижен. И характеризуется изменением логистических маршрутов.
Снижению ставок автоперевозчиков способствует оптимизация внутренних процессов ведения бизнеса за счет внедрения технологий с целью повышения эффективности эксплуатации парка.
Увеличение тарифных ставок по ряду ключевых направлений более чем на 20% наблюдалось в 2023 г. Это было вызвано восстановлением экономики, перестройкой логистических маршрутов, а также ростом себестоимости.
По оценкам участников рынка, в настоящее время респонденты ожидают стабилизацию тарифных ставок.
Показатели средней месячной выручки на 1 тягач могут варьироваться в зависимости от возраста тягача и степени износа. К прочим факторам, определяющим размер выручки на тягач, относятся эффективность его эксплуатации, сроки простоя, период выбытия для прохождения технического обслуживания, а также размер и динамика тарифных ставок на направлениях, на которых тягач осуществляет перевозки.
С учетом данных параметров рыночные игроки называли различные показатели средней месячной выручки на 1 тягач в 2024 г. – от 310 тыс. руб. до 1,6 млн руб.
Ожидается, что средняя выручка на 1 тягач в прогнозном периоде будет увеличиваться в среднем на 4% в год и достигнет 739 тыс. руб. к 2028 г. При этом темпы роста среднего месячного показателя выручки на 1 тягач будут определяться динамикой индексации тарифных ставок на рынке, в том числе на фоне восстановления темпов развития отраслей экономики, а также изменения себестоимости грузоперевозок.