В 2022 году доля китайской спецтехники на российском рынке составляла всего 40%, сейчас – 70%. Тенденция к расширению присутствия в этом году сохраняется, но темпы ниже предыдущих лет. В сегменте грузовой техники происходит примерно то же самое: рынок в сегменте грузового автотранспорта китайских производителей вырос до рекордных 80%.
Объем ввоза самоходной техники в этом году стал существенно ниже, из-за переполнения складов поставщиков. Дело в том, что китайские производители для предоставления сертификата дилера установили планы выкупа/продаж, которые, возможно, также выше фактической потребности, но, чтобы не упускать дилерство, поставщики вынужденно выкупали такие объемы, которые превратились в излишки. Это касается не только спецтехники, но и грузовых, и легковых автомобилей китайских производителей.
Сейчас существенно повышен утильсбор. В корреляции с высокой ставкой по кредитам и лизингу это, скорее всего, в долгосрочном периоде приведет к существенному снижению объемов продаж новой техники в целом. Но это также поможет дилерам реализовать остатки техники еще со старой ставкой утильсбора. Ставка для разных типов и видов техники отличается, это не единый тариф на все. В общем, ставку для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, дорожно-строительной техники повысят или уже повысили на 70–85% с 1 октября 2024 года.
На ранее ввезенную или выпущенную технику поставщики чаще стоимость не поднимали.