Декабрь. Прогнозировать подъем рынка и дальнейший рост абсолютно беспочвенно, так как все реальные ковенанты рынка стали только жестче и имеют потенциал на дальнейшее охлаждение. Помимо прогноза на 23% по ставке ЦБ в декабре, не будем забывать об изменениях в налоговой системе с 2025 года: повышении налога на прибыль до 25%, введении НДС для УСН, планы по изменениям в системе контроля рынка грузоперевозок, плюс дефицит водителей, рост зарплат и другие проинфляционные факторы.
Если говорить про конец этого года и продажи ноября – декабря, уверен, что мы увидим «падение» с вершины октября на цифры в диапазоне 6–7 тыс. ед. Рынок тяжелой техники (от 16 тонн) не выйдет в плюс год к году – мы ожидаем 120 тыс. ед. по итогу с нисходящим трендом далее.
Существенным триггером, который способен изменить это глобальное настроение на рынке, является снятие в перспективе ключевых санкционных ограничений, способных снизить инфляцию, снять перегрев и вернуть экономику на «нормальные рельсы».