Лизинг – это дорого
Среднемесячный лизинговый платеж на один грузовой автомобиль к декабрю 2024 года вырос на 40%, до 317 тыс. руб. Данные опубликованы в обзоре от ПЭК.
«Итоговая стоимость сцепки (тягач и полуприцеп) с учетом лизинговых платежей на 48 месяцев увеличилась на 6%, до 14,1 млн руб.», — комментирует данные обзора Илез Хамурзиев, операционный директор Dentro.
А в 2025 года затраты автоперевозчиков станут еще больше. По прогнозу Романа Ромашевского, финансового директора ПЭК, лизинговые ставки увеличатся на 30 п.п., до 30%. А в реальном выражении среднемесячный лизинговый платеж на один автомобиль достигнет 360 тыс. руб., поясняет Р. Ромашевский. По мнению Илеза Хамурзиева, операционного директора Dentro, стоимость сцепки к этому моменту может достигнуть 25 млн руб.
«В таких условиях перевозчикам не выгодно приобретать новую технику, поэтому компании вынуждены ограничивать обновление и пополнение автопарков», — отметил он.
Одновременно с ростом ключевой ставки в 2024 году увеличились и банковские надбавки к ней — на 3 п.п. год к году.
«Несмотря на то, что 20 декабря Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%, в перспективе многие финансовые организации ожидают дальнейшего увеличения показателя и поэтому фиксируют надбавку в 5-6% в лизинговых договорах на несколько лет вперед», — заявляет Р. Ромашевский.
Итого, только за январь-ноябрь доля лизинга при покупке грузовой техники в России снизилась на 21%, до 61 тыс. транспортных средств. Участники рынка не исключают, в наступившем 2025 году доля лизинга рухнет сразу на 60% год к году, до 38 тыс. единиц. Основная причина — повышение лизинговых платежей в сегменте грузовой техники на четверть год к году, до 27%. Более того, по данным маркетингового агентства НАПИ, в 2024 году российские компании вернули лизингодателям от 16 до 19 тыс. грузовых автомобилей.
Храните деньги в фурах
На 8,7% сократились продажи подержанных грузовых автомобилей в России в первые 11 месяцев 2024 года, об этом гласят данные маркетингового агентства НАПИ. А продажи новых грузовиков упали на 11,4%, если сравнивать показатель с прошлогодним. Эксперты связывают динамику с финансовыми трудностями компаний. За минувший год издержки перевозчиков выросли на 30%. В числе причин называют как подорожание топлива, запчастей, технического обслуживания, так и лизинга. Можно было бы повысить ставки, но они в 2024 году снизились на 13%.
Банк России усиливает требования к выдаче кредитов, лизинговых и других финансовых продуктов. Итого, на фоне роста ключевой ставки и затрат на обслуживание кредита, а также снижения маржинальности автомобильных грузоперевозок, транспортные компании если и будут обновлять технику, то преимущественно за счет собственных средств, предполагает Роман Ромашевский. А это значит, доля лизинга в структуре продаж грузовиков снизится до рекордных 53%, для сравнения — ранее наиболее низкий показатель за пять лет был зафиксирован в 2019 году на уровне 68%.
«ЦБ увеличивает макропруденциальные надбавки для финансирования лизингодателей и, регулируя объем выдачи кредитов, напрямую влияет на уровень ставок. Основная задача — сократить количество выданных финансовых продуктов на тот же объем капитала и при этом повысить их доходность. Результат — повышение чистой прибыли банков по всей России и наращивание капитала на будущий год», — поясняет Р. Ромашевский.
Правительство РФ, чтобы снизить финансовую нагрузку на перевозчиков в 2025 году, выделит 9,7 млрд руб. по программе льготного лизинга для отечественной техники. Компании смогут заключить лизинговый договор на использование беспилотных магистральных тягачей с субсидией в размере 49%. Авансовый платеж на остальные отечественные автомобили бизнес снизит на 10%, что позволит сократить затраты перевозчиков на приобретение техники в 2025 году, а значит — будет способствовать пополнению и обновлению автопарков в России, продолжает Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс».
«Однако с учетом нехватки отечественных тягачей на российском рынке и резкого роста утильсбора на иностранную технику (с октября на 75-80% год к году), этого недостаточно», — добавляет он.
На фоне резкого роста затрат на закупку техники, повышения уровня оплаты труда сотрудников, снижения тарифов (на 8,8% год к году за январь-ноябрь, по данным ATI.SU) и развития недобросовестной конкуренции на рынке, рентабельность компаний снизилась на 10% год к году, комментирует Филатов.
«Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов, важно разработать дополнительные меры, которые позволят снизить финансовую нагрузку на перевозчиков. На данный момент "АвтоГрузЭкс" готовит предложения совместно с государственными органами и бизнес-сообществом», — резюмирует он.