Пока нет статистических данных за июнь, однако есть голос рынка, который говорит, что без сложностей все еще не обходится. Так, Польша может закрыть два последних действующих погранперехода на границе с Беларусью. ЕС ввел запрет на перевозку грузов на своей территории прицепами и полуприцепами, зарегистрированными как в, так и за пределами республики.
«МИД Польши угрожает закрыть все погранпереходы с Беларусью, ссылаясь на проблемы с нелегальной миграцией. Однако, как нам видится, сценарий не совсем реализуемый, поскольку есть запрос польского бизнеса и граждан на открытие еще одного перехода, – сообщают в пресс-службе «ТРАСКО». – ЕС принял 14-й пакет санкций против России. Одна из его мер – расширяется запрет на перевозку грузов через территорию ЕС автомобильным транспортом, в том числе посредством транзита. Теперь ограничения распространяются в том числе на перевозчиков, которые на 25% и более принадлежат российскому физическому или юридическому лицу».
Поэтому по итогам июня более 1900 транспортных средств находилось перед белорусскими погранпереходами.
На польско-белорусской границе для грузового транспорта доступен только погранпереход Кукурыки – Козловичи, и в конце месяца через этот МАПП на польскую сторону прошло только 57% фур от нормы.
Также в конце месяца через латвийский пункт пропуска Патерниеки (Григоровщина) в Латвию за два дня въехало 38% грузовиков.
В Литву проследовало порядка 27% от нормы.
Китайские нюансы
В торговле с Китаем сохраняется ощутимое напряжение, связанное в первую очередь с взаиморасчетами. Конечно, многие компании уже нашли выход, но ситуацию все равно сложно назвать стабильной. Тем не менее высокий спрос на транспорт остается, это касается и грузовых автомобилей. Эксперты отмечают, что присутствует некий дефицит грузового автотранспорта.
«Изменения связаны с нехваткой контейнеров в Китае и переходом импортеров на автотранспорт. Себестоимость перевозки растет, сроки доставки увеличиваются», – подчеркивают в «ТРАСКО».
Главный ресурс
В сфере автоперевозок по-прежнему говорят о дефиците персонала. Несмотря на то, что, по данным сервисов по поиску работы, вакансии к резюме практически выровнялись, это не говорит как о повышении интереса со стороны соискателей, так и достаточном укомплектовании штатов транспортных компаний.
За январь – май средний срок закрытия одной вакансии вырос более чем вдвое – до 25 дней. Зарплаты водителей грузовиков увеличились на 20–50% год к году – до 200–250 тыс. руб. в месяц, складских работников – на 30%, до 100 тыс. руб.
«Однако в июне темпы роста заработных плат и спроса на водителей преодолели плато и начали медленно снижаться», – отмечала Екатерина Кирилина, директор по персоналу транспортной компании Delko.
Эксперты также прогнозировали, что дефицит кадров в логистике обострится осенью.
«После того как мы используем все возможные схемы мотивации: построим лучшие столовые, обеспечим спортзал и прочее – все равно будем сталкиваться со сложностью поиска человеческого ресурса и придем к необходимости автоматизации, систематизации, роботизации складов за счет передовых технологий на рынке, – заявлял директор по логистике компании «Ростелеком» Александр Машков.