Причины, сдерживающие развитие местного рынка авиаперевозок, обсуждались на сессии «Только вертолетом… Малая авиация как альтернативный путь туризма» в рамках форума «Дальний Восток – зима открытий», который прошел в Петропавловске-Камчатском.
Как отметил генеральный директор ООО «Витязь аэро» Виктор Сиротин, Камчатский край – это обширная территория с небольшой протяженностью дорог. «Все те точки притяжения, уникальные места, которые есть на Камчатке, можно посетить только вертолетом», – говорит он.
Компания ежегодно расширяет маршрутную сеть, чтобы туристы могли посмотреть не только раскрученные достопримечательности, такие как Долина гейзеров, но и другие не менее живописные творения природы. В частности, в 2022 году «Витязь аэро» организовал полеты к вулкану Толбачик. Наземным транспортом из краевого центра до него пришлось бы добираться не менее 5 дней, рассказал В. Сиротин.
Туристическими перевозками стало заниматься АО «Камчатское авиационное предприятие», хотя, уточнил гендиректор компании Алексей Храбров, основная миссия перевозчика – социально значимые маршруты. В планах – организовать из Петропавловска-Камчатского самолетом доставку туристов в поселок Тиличики, а оттуда – вертолетные экскурсии по северу Камчатки.
Но если социально значимые перевозки дотируются регионом (из бюджета региона на эти цели выделяется примерно 1 млрд руб. в год), то свести экономику коммерческих рейсов сегодня сложно. Расходы у компании постоянно растут, констатирует А. Храбров, и перекладывать их целиком на туристов – не выход.
В частности, растет цена запчастей и топлива. В январе 2022 года 1 т керосина в аэропорту Елизово обходилась в 67 тыс. руб., в ноябре – в 88 тыс.
Еще выше стоимость на Чукотке. По данным руководителя ООО «Вертикаль 87» Геннадия Орлова, в Анадыре 1 т авиатоплива выросла до 150 тыс. руб., в Билибино – до 178 тыс.
«Мы зашли на территорию в июле 2022 года. Только разослали предложения компаниям – как недропользователям, так и туристическому бизнесу. Не прошло и месяца, как цена топлива в Анадыре подскочила на 40%», – заявил Г. Орлов, не исключив, что это связано с аппетитами поставщиков нефтепродуктов.
Другая волнующая эксплуатантов воздушных судов расходная часть – обслуживание импортной техники. «Вертикаль 87» использует вертолеты Eurocopter AS 350. И запчасти сегодня приходится закупать по параллельному импорту, что также влияет на рост издержек и увеличение себестоимости перевозок.
В поисках субсидий
Чтобы перевозки в северных районах развивались, нужны меры поддержки от региональных и федеральных властей, в том числе по дотации топлива, говорят перевозчики. Субсидировать все подряд не стоит, но целесообразна фиксированная ставка на завоз ГСМ, предлагает глава Камчатского авиапредприятия.
«Это будет эффективный способ для удержания цены для региона. Почему на Чукотке такая цена? Это транспортная составляющая, либо через Северный морской путь, потому что большие деньги [стоит] ледокольное сопровождение, либо традиционный завоз до становления льда, потом хранение на [промежуточной] базе – все обходится дорого», – пояснил А. Храбров.
В числе других предложений, озвученных в рамках сессии, – необходимость ужесточения контроля над ценообразованием поставляемых ГСМ, введение ценовых ограничений в пределах действующего законодательства.
Действительно, соглашается зампредседателя общественного совета при Минтрансе РФ Илья Зотов, по топливу должна появиться единая ставка. Все, что выше, компенсируется со стороны госбюджета. Эксперт, со своей стороны, пообещал озвучить проблемы дальневосточных авиаторов на федеральном уровне.
Повлиять на снижение цен помогло бы и появление альтернативных поставщиков топлива. Тем более такие примеры в ДФО имеются. «У нас в аэропорту Байкал (Улан-Удэ) долгое время был один поставщик топлива – «Аэрофьюэлз». И вот год-два назад зашел второй поставщик, обслуживание снизилось», – рассказала замминистра туризма Республики Бурятии Баярма Цыдыпова.