Рентген в России – явление редкое
Что касается российских аэропортов, то далеко не в каждом из них люди сталкиваются с рентгеном. В большинстве воздушных гаваней, особенно с традиционно низкими показателями пассажиропотока, сканеров попросту нет. А там, где они все-таки установлены, здоровью путешественников ничего не угрожает.
«В аэропорту Домодедово нет рентгеновского оборудования, при помощи которого досматривается человек, – сообщили в пресс-службе столичного предприятия. – Для этого используются радиоволновые сканеры, в которых нет ионизирующих источников».
Аналогичная ситуация и в аэропорту Шереметьево, где вместо рентгеновских сканеров установлены микроволновые.
А вот в петербургском Пулково на линиях досмотра наряду с металлодетекторами установлены рентгенографические сканеры. Они, по информации пресс-службы аэропорта, позволяют обнаруживать скрытые под одеждой или в полостях тела людей предметы, запрещенные или ограниченные к проносу на борт воздушного средства.
«Сканеры соответствуют требованиям законодательства и стандартам безопасности, имеют необходимые лицензии и заключения, в том числе санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным правилам и нормативам, выданное Роспотребнадзором», – заверили в пресс-службе аэропорта Пулково.
Системой рентгеновского контроля (СРК) оборудованы и пункты досмотра пассажиров внутреннего и международного секторов воздушной гавани Владивостока. Там все технические средства тоже эксплуатируются в строгом соответствии с требованиями законодательства РФ. Как говорится, придраться не к чему.
Возможность и право выбора
Очень важно, чтобы в случае применения СРК пассажира в устном порядке предупреждали о возможных противопоказаниях. С этим у российских авиапредприятий проблем нет.
«Проводить досмотр несовершеннолетних, беременных и лиц, не изъявивших добровольное желание о прохождении досмотра с помощью СРК, запрещено, – рассказали корреспонденту РЖД-Партнера в службе авиационной безопасности аэропорта Владивосток. – Метод просвечивания на рентгенографическом сканере является альтернативой контактному досмотру».
В воздушной гавани Домодедово пассажиров, которые по тем или иным причинам отказываются иметь дело с имеющимся там оборудованием, перед полетом также проверяют вручную. А в Пулково пассажиры могут самостоятельно выбирать, как проходить досмотр: через сканеры или металлодетекторы.
«Выбор есть, – подтвердили в пресс-службе аэропорта Шереметьево. – Пассажир может отказаться (от просвечивания. – Прим. ред.). В России данная процедура носит необязательный характер».
Вместе с тем в Пулково на сканерах расположена информация о дозе излучения, получаемой за одну процедуру. «Она крайне мала и соответствует нормам радиационной безопасности», – уверяют в пресс-службе петербургского аэропорта. Для большей наглядности прямо на сканерах приводится сравнение с иными природными источниками ионизирующего излучения, с которыми человек сталкивается ежедневно.
Выходит, что существенных причин для отказа от рентгеновских сканеров в российских аэропортах нет. Авиапредприятия, которые используют такое оборудование, в полной мере исполняют процедуры, предписанные законодательством в области авиационной и транспортной безопасности. Однако в случае его изменения и, как следствие, появления новых требований к процедурам досмотра аэропорты готовы будут, по заверениям их официальных представителей, в разумные сроки адаптировать свою инфраструктуру соответствующим образом.