Схожий случай произошел на борту рейса Дубаи – Москва авиакомпании «Аэрофлот» в сентябре 2016 года. Французский бульдог умер в багажном отделении лайнера. Причина высокой смертности среди собак брахицефальных пород (с короткой мордой) объясняется особенностью строения туловища. Английские, французские, американские бульдоги, мопсы, пекинесы, ши-тцу, боксеры, бостон-терьеры и бордосские доги тяжело переносят перелеты и подвержены асфиксии. Некоторые американские авиакомпании, в частности American Airlines, при осуществлении международных рейсов принимают на борт самолета собак брахицефальных пород весом более 10 кг только при наличии соответствующего заключения ветеринарной службы.
После фатального случая «Аэрофлот» отказался от перевозки собак брахицефальных пород, а также пресмыкающихся, грызунов, насекомых и рыб.
Неисправная работа программы PetSafe авиакомпании United Airlines снова дала сбой спустя несколько дней после гибели французского бульдога в марте. Сотрудники авиаперевозчика по ошибке отправили двух собак в разные аэропорты. В итоге немецкая овчарка, хозяева которой ждали в Канзасе, прибыла в Токио, владельцы второй собаки получили в багажном отделении пса, которого ждали в Японии.
В августе минувшего года в багажном отделении самолета United Airlines, выполнявшего внутренний рейс, скончалась собака породы кавалер-кинг-чарльз-спаниель. В связи со сложными погодными условиями, рейс вылетел на 2 ч позже.
На фоне растущего недовольства пассажиров авиаперевозчик решил пересмотреть условия транспортировки животных. В компании планируют установить новые правила к 1 мая 2018 года. Также изменения коснутся норм перевозки домашних питомцев в салоне самолета. В апреле United Airlines планирует выдавать для животных специальные опознавательные бирки.
Сейчас на борту самолетов United разрешено переправлять домашних кошек, собак, кроликов и декоративных птиц (кроме попугаев какаду). На большинстве внутренних рейсов минимальный уровень дополнительной платы составляет $125. По правилам перевозчика животные должны находиться специальной переносной клетке или вольере. Габариты переносного средства не должны превышать 46x28x28 см.
Помимо гибели французского бульдога на рейсе «Аэрофлота» в 2016 году, был зафиксирован еще один фатальный случай на рейсе авиакомпании Москва – Берлин в июле 2017-го. Одна из четырех собак, принадлежавших пассажирке, выбила дверцу клетки при транспортировке телеги с палетой и убежала. Позднее питомец был найден мертвым на трассе при подъезде к Шереметьево. В сообщении авиакомпании отмечалось, что технология погрузки собак не нарушалась.
«Именно случаи выбивания животными дверцы клетки являются наиболее распространенными, – отмечает глава Центра правовой зоозащиты Светлана Ильинская. – Необходимо разработать более жесткий стандарт защиты переносных средств от взлома». В том числе авиакомпании могли бы за доплату выделить в салоне отдельные отсеки для пассажиров, летящих с животными, и повысить предел допустимого веса животного, отмечают эксперты. Такое решение также поспособствовало бы снижению числа смертельных случаев во время перелета.
Как отмечает юрист и зоозащитница Екатерина Полякова, гибель домашних животных при авиатранспортировке по вине российских авиакомпаний встречается сравнительно редко.
Профильным организациям необходимо установить перечень пород собак, которые в силу врожденных характеристик имели бы возможность летать вместе со своими хозяевами: «На законодательном уровне стоит обязать российские авиакомпании пересмотреть правила перевозки домашних животных в пользу особого перечня. С целью сокращения числа фатальных случаев пассажирам должны безоговорочно разрешать перевозку собак определенных пород в салоне самолета», – комментирует Е. Полякова.
В России не существует судебной практики по искам к авиаперевозчикам за ненадлежащее обращение с животными, рассказывает юрист ассоциации «Зооправо» Василий Власов. «На телефон горячей линии нашей ассоциации поступают звонки о подобных нарушениях не менее двух раз в неделю. Однако неоднозначность судебной практики и отсутствие государственно-правового регулирования данной области взаимоотношений не позволяют взыскать с авиакомпаний компенсацию за доставленные неудобства», – добавляет эксперт.
Авиакомпании «Аэрофлот» и S7 Airlines не смогли предоставить оперативный ответ на запрос редакции.
Для перевозки своего питомца пассажиру необходимо оформить ветеринарную справку № 1 в ветеринарной клинике и иметь с собой ветеринарный паспорт. В обоих документах должны содержаться информация обо всех прививках и дата последней дегельминтизации. Формально для заграничного путешествия необходима только прививка от бешенства.
В большинстве авиакомпаний существует возрастное ограничение для перелетов. К примеру, собаки младше 2 месяцев к перевозке не допускаются. Также животным не рекомендуется давать успокоительные препараты перед полетом, так как транквилизаторы понижают кровяное давление, что в комбинации с атмосферным давлением на больших высотах может быть смертельно.
В салоне самолетов «Аэрофлота» разрешена транспортировка животных весом не более 8 кг. Объемы переносного средства не должны превышать 55х40х20 см. Специальный контейнер должен находиться под сиденьем впереди стоящего кресла. Тариф на перевозку животного в салоне самолета составляет $61 как на внутренних, так и на международных рейсах. Если вес животного или его размеры превышают допустимые мерки, то оно будет помещено в багажное отделение самолета. Стоимость транспортировки питомца в грузовом отсеке варьируется от $61 до $245 в зависимости от его веса.
Аналогичные правила действуют в S7 Airlines. Отличается только цена перевозки питомца в салоне: $2 по территории РФ и $9 по территории стран ЕС. Перевозка животного в грузовом отсеке обойдется в $2 за 1 кг по РФ и $9 за 1 кг по ЕС.
Председатель общественной организации «Голоса за животных» Динара Агеева напоминает владельцам домашних питомцев о том, что животные подвержены сильному стрессу при авиаперелетах, и советует при отсутствии острой необходимости воздержаться от совместных авиапутешествий.