Ситуация с авиатарифами обсуждалась в четверг на круглом столе в Москве.
Как сообщила директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ Вероника Ходырева, по данным за 11 месяцев 2024 года, суммарный средний рост цен на авиабилеты составил 11%.
«Основные факторы, влияющие на стоимость, – сокращение объемов субсидирования отрасли, рост спроса на авиаперевозки, увеличение глубины бронирования и увеличение цен на обслуживание самолетов, вызванное продолжающимися санкционными ограничениями», – перечислила В. Ходырева.
В 2024 году средняя стоимость авиабилета составила 9,3 тыс. руб., на 900 руб. выше 2023-го, проинформировала начальник управления регулирования транспорта Федеральной антимонопольной службы Адиля Вяселева.
«Финансовые показатели авиакомпаний демонстрируют прибыль. Но эта рентабельность не является высокой. Рентабельность авиакомпаний составляет 10–15% по итогам отчетности за 9 месяцев 2024 года», – добавила она.
За ростом цен проследят
Мониторинг цен на перелеты проводит Минтранс и ФАС. Кроме того, в антимонопольную службу авиаперевозчики на основе рекомендации направляют так называемые коммерческие политики, своего рода пояснения, описывающие принципы ценообразования услуг.
В документах закреплены подходы к определению стартового тарифа на авиарейс.
«Далее [рассматриваются], какие правила, отклонения от этой цены, какой шаг роста, по каким правилам формируется цена. Это все относится к билетам эконом-класса», – уточнила представитель Федеральной антимонопольной службы.
Коммерческие политики согласованы к настоящему времени с «Аэрофлотом» и «Сибирью» (перевозчики задекларировали, что доля продаж авиабилетов ниже экономически обоснованного тарифа составит не менее 60%, а доля продаваемых по максимальному тарифу – менее 2,5%). В дальнейшем будут изучены обоснования еще 15 авиакомпаний.
«Они находятся в работе. Мы их проанализируем, направим свои комментарии, замечания. Ожидаем, что к сентябрю эти все политики будут утверждены», – сказала А. Вяселева.
Сегодня пристальное внимание уделяется ФАС и конкуренции на тех или иных маршрутах. Бывают случаи, когда одно направление обслуживают сначала две авиакомпании, а после того, как одна уходит, возникает определенный рост стоимости перевозки.
«Мы получаем обращения граждан. По каждому конкретному случаю дополнительно запрашиваем авиакомпанию, помимо того мониторинга, который есть у нас, об издержках, которые они несут на этих маршрутах, о тарифах, которые они выплачивают, в том числе регулируемых и нерегулируемых, аэропортам, о расходах на керосин и т. д.», – пояснила А. Вяселева.
В случае если выявлен необоснованный рост, ФАС выдает предупреждение о том, что нет экономического обоснования для отклонения от первоначальной стоимости полета, резюмировала начальник управления регулирования транспорта.