+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.10.2021 09:44:28
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

В сухом остатке: авиакомпания Якутия создает опасную ситуацию на рынке

Ситуация не просто неприятная, а опасная, написал в инстаграме губернатор Чукотки Роман Копин. Так он охарактеризовал вынужденную посадку самолета авиакомпании «Якутия» в Среднеколымске из-за неисправности. На его борту находились шесть членов экипажа и 44 пассажира. Авиаинцидент произошел 19 октября. SSJ-100, которые эксплуатирует авиакомпании «Якутия», нельзя назвать технически исправными, об этом 19 сентября глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал президенту России. Критическое состояние национального авиаперевозчика стало одним из вопросов заседания Госсовета, который обсуждал транспортную стратегию России на ближайшие 10 лет.
Технически неисправный полет

Национальный авиаперевозчик Республики Саха (Якутия) не обслуживает самолеты уже несколько лет, рассказал президенту России Владимиру Путину глава Минпромторга Денис Мантуров. «К сожалению, мы уже на протяжении нескольких лет получаем негативный опыт, связанный с тем, что-либо это менеджмент, либо еще какие-то причины, но обслуживание самолетов не осуществляется своевременно», – сказал он.

Глава ведомства пригрозил самолеты изъять. И прецеденты, когда авиатехнику у авиакомпании отозвали в России, были, рассказал РЖД-Партнеру исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. А авиакомпании «Якутия» не сумела защитить себя в рамках договорных обязательств от рисков простоев воздушных судов из-за неисправностей. «Сложилось несколько факторов. Во-первых, самолеты первых лет производства еще имели так называемые детские болезни, во-вторых, послепродажное обслуживание было организовано недостаточно эффективно, в-третьих, компания из-за собственных финансовых проблем не заключала сервисные договоры, предусматривающие ответственность производителя, доступ к пулу запасных частей. Проблемы копились как снежный ком. Сегодня авиакомпания теряет деньги, потому что часть флота стоит (но платить за эти самолеты нужно), но при этом у компании нет средств, чтобы обеспечить летную годность всего парка и вернуть самолеты в небо», – говорит он.

Авиакомпания «Якутия» – национальный авиаперевозчик Республики Саха (Якутия). Регулярные рейсы по России и республике, а также регулярные и чартерные рейсы по всему миру она выполняет из аэропорта Якутска и московского Внуково. Компания по объемам грузовых и пассажирских перевозок входит в двадцатку крупнейших авиакомпаний России. В парке воздушных судов есть самолеты как иностранного, так и российского производства.

Стоимость прерванного полета

Вопросы к «Якутии» появляются даже при подсчете самолетов: на официальном сайт авиационный парк из пяти SSJ-100 – два RRJ-95 и три RRJ-95LR, однако согласно «Реестру эксплуатантов и воздушных судов» сайта Росавиации по данным на сентябрь этого года авиакомпания эксплуатирует всего четыре SSJ-100 – один RRJ-95 и три RRJ-95LR. Объяснить это разночтение пресс-служба Росавиации не смогла.

Однако, напомним, на заседании президиума Госсовета было заявлено, что сертифицированные специалисты не производят обслуживание авиапарка. И причина тому – не отсутствие запчастей, заявляет производитель самолета. Завод, который тоже находится на Дальнем Востоке, предлагает эксплуатантам и разовое приобретение вышедших из строя деталей, и аренду, и мену неисправного компонента на исправный. Есть вариант комплексного сервисного соглашения, который является эффективной и востребованная форма отношений, рассказали РЖД-Партнеру в пресс-службе завода Комсомольска-на Амуре.

«В рамках сервисного соглашения предоставляется гарантированный доступ к пулу запчастей (в том числе редко востребованных дорогостоящих агрегатов), общему для всех авиакомпаний. У эксплуатанта нет необходимости оплачивать замену или аренду и ремонт каждой отдельной запчасти. Абонентская плата зависит от налета», – пишут в официальном ответе на запрос РЖД-Партнера.

Запчасти вне сервисного соглашения приходится ждать очень долго, рассказывают на условиях анонимности участники рынка. Даже после полной оплаты детали из Комсомольска-на-Амуре, например, в Москву приходят за 10–12 дней. По сервисному соглашению, как рассказали в пресс-службе производителя самолета, запчасти передаются, в срочных случаях, в течение 4 часов с момента размещения заказ.

«Отгрузка запасных частей организована в режиме 24/7. На складе в Жуковском хранится более 15 тыс. позиций, на складе в Шереметьево – свыше 4 тыс. позиций, от заклепок до вспомогательной силовой установки», – сообщает пресс-служба завода-производителя.

На рынке услуг по материально-техническому снабжению SSJ-100 работают несколько отечественных и зарубежным провайдеров, и национальный авиаперевозчик Якутии может воспользоваться любым предложением, рассказывает производитель «Сухого». Может, но не пользуется. «Якутия» построила совсем другую финансовую модель. Средства на ремонт авиапарка находятся в прямой зависимости от поступления господдержки в регион, рассказывают участники рынка. С требованием перестать рассчитывать на помощь из федерального цента и подписать либо контракты жизненного цикла либо обеспечить местную авиационно-техническая базу запасными частями и прописать это в сервисном соглашении о сопровождении SSJ-100 глава Минпромторга обратился к властям региона.

Небо под прокурорским надзором

О систематических нарушениях в авиакомпании «Якутия» в этом году уже заявлял глава Ространснадзора Виктор Басаргин. По его информации, с 2019 по 2020 год с авиапарком «Якутии» произошло 30 авиационных инцидентов, а в 2021-м – еще 16. Кроме того, заявлялось еще о 55 случаях: речь идет о невыпуске шасси, превышении допустимых оборотов двигателей и резком падении давления в гидросистемах, но они не вошли в статистику, так как были скрыты.

Авиакомпания «Якутия» продолжительное время не может обеспечить стабильное бесперебойное авиасообщение для населения республики, такое заявление в сентябре 2021 года сделал министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев. Ведомство инициировало служебную проверку по замечаниям надзорных органов.

«На это есть объективные и субъективные причины. Выявленные нарушения исправимы, сейчас мы проводим активную работу по устранению замечаний», – сказал тогда В. Сивцев.

Дефолтный сценарий взаимодействия, предусматривающего прекращение отношений Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) с компанией «Якутия» и изъятие воздушных судов может быть реализован, но он невыгоден ни одной из сторон, рассуждает О. Пантелеев.

«Поэтому переговоры о реструктуризации долгов, как правило, продолжаются до тех пор, пока не завершатся договоренностью на условиях, устраивающих все стороны. Проблема для ГТЛК заключается в том, что если воздушные суда не обслуживались своевременно и в полном объеме, их остаточная стоимость сокращается, ремаркетировать их (то есть сдать в лизинг кому-то другому) становится очень сложно», – говорит эксперт.

Однако в ГТЛК подготовили решения о переводе лизинговых сделок с авиакомпанией «Якутия» в разряд проблемных активов и реализации стратегии по ускоренному истребованию задолженности и разработке антикризисной стратегии авиакомпании.

«Между авиакомпанией «Якутия» и ПАО «ГТЛК» постоянно ведутся переговоры по улучшению финансовых условий договоров аренды самолетов, по реструктуризации задолженности, планируется заключение мировых соглашений», – сообщает пресс-служба авиакомпании.

Правительство Республики Саха (Якутия) – акционер авиакомпании «Якутия» – заявляет, что для выхода на эффективную модель эксплуатации воздушных судов SSJ-100 необходимы не только усилия республиканского правительства. Здесь говорят о консолидации усилий Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, ПАО «ГТЛК», ОДК «Сатурн» и, конечно, правительства Республики Саха (Якутия) и авиакомпании «Якутия». Причем авиакомпанию пресс-служба республиканского правительства поставило на последнее место.

РЖД-Партнер обратился в авиакомпанию "Якутия" за комментариями, но перевозчик не смог оперативно их предоставить, разъяснив, что вся информация находится на сайте компании.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions