Строительство самолета
Самолеты «Байкал» будут производить на двух площадках. На Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), а также на территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Хабаровск».
«Строительство производственного корпуса для сборки «Байкалов» с необходимой инженерной инфраструктурой идет на территории опережающего развития в непосредственной близости к аэродрому «Дземги» и авиастроительным мощностям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в Комсомольске-на-Амуре. Работы на стройплощадке планируется завершить до конца 2025 года. Выпуск самолета начнется после успешного проведения разработчиком программы летных испытаний», – сообщили РЖД-Партнеру в министерстве промышленности и торговли Хабаровского края.
Обсуждение о начале производства ЛМС-901 «Байкал» стало одним из самых ярких на Восточном экономическом форуме. Юрий Трутнев, полномочный представитель президента РФ в ДФО, настаивал на смене подрядчика, который занимается разработкой многоцелевого самолета «Байкал». Полпред, в частности, отметил, что проект самолета «Байкал» получается нерентабельным в прежних параметрах, а его разработка и производство самолета и двигателя ВК-800СМ (ЕМ-610) затягивается по срокам.
Глава Минпромторга Антон Алиханов парировал: замена подрядчика не сократит сроки по выпуску самолета. Наоборот, смена подрядчика увеличит как сроки создания самолета, так и его конечную стоимость, так как замена «повлечет за собой штрафы и судебные разбирательства, способные серьезно ухудшить положение производителя». Конечным результатом будет необходимость проведения новых конкурсных процедур и серьезное ухудшение финансового положения производителя, который, помимо реализации гражданских проектов, является также исполнителем в рамках ГОЗ, а также затягивание сроков реализации всех работ, связанных с созданием ЛМС-901.
Самолет, который нужен
В 2026 году он полетит в той или другой версии, сообщили РЖД-Партнеру в правительстве Хабаровского края. Об этом заявил и Ю. Трутнев.
«Сейчас очень важно добиться того, чтобы эта версия была именно той, которая нужна людям. Потому что самолет должен быть безопасным, самолет должен быть не очень дорогим, самолет должен садиться на короткую полосу», – сказал он.
Стоимость самолета составляет 260 млн рублей. До начала ВЭФ новый самолет оценивали в 455 млн рублей. Впрочем, изменились и параметры самолета, ранее для его взлета и посадки нужны были аэродромы со взлетно-посадочной полосой, превышающей тысячу метров. Теперь – в 350 метров. Однако сам разработчик не столь категоричен, с его слов, он в настоящее время сосредоточен на завершении опытно-конструкторских работ (ОКР) и доведении машины в базовой комплектации.
«Все летно-технические характеристики будут зафиксированы по результатам испытаний. Стоимость самолета в базовой версии и других, более продвинутых модификациях также будет определена по итогу фиксации облика», – сказал официальный представитель УЗГА.
В Хабаровском края намерены производить до 20 самолетов в год. В регионе планируют использовать ЛМС-901 «Байкал» на местных воздушных линиях, самолет рассчитан на перевозку до 9 пассажиров, или до 2 тонн груза, дальность полета – до 3 тыс. км.