+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.08.2021 16:01:29
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Запуск единой дальневосточной компании: все ли готово и чего не хватает?

Единая дальневосточная компания запускает с 18 августа регулярные полеты по маршруту Петропавловск-Камчатский – Анадырь. А с 19 августа «Аврора» совместно с партнером-оператором, авиакомпанией «Якутия», начинает выполнять регулярные полеты по маршруту Хабаровск – Анадырь, с 20 августа – по маршруту Петропавловск-Камчатский – Магадан, передает Минвостокразвития России.
Планируется, что альянс дальневосточных авиакомпаний поможет решить проблему доступности перевозок в ДФО. Но создание единой компании требует не только больших финансовых затрат, но и решения ряда вопросов, включая рост цен на авиатопливо, потребность в авиапарке и изменение отраслевого законодательства.

Сплотить активы

Дальний Восток занимает около 40% территории России, и развивать этот регион без самолетов не получится. Налаженное воздушное сообщение особенно важно для Дальнего Востока из-за больших расстояний, сложных климатических условий и нехватки инфраструктуры.

По итогам совещания президента РФ с правительством 11 декабря 2019 года Владимир Путин поручил создать авиакомпанию для перевозок на Дальнем Востоке. Ее главное предназначение – обеспечение перевозок пассажиров и грузов в ДФО, в том числе в труднодоступных районах. Проект включен в национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035-го. Текст документа в конце сентября утвердил председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

Сейчас крупнейшей авиакомпанией в ДФО является «Аврора». По итогам 2019 года она обслужила 1,7 млн пассажиров.

В состав акционеров новой компании вошли все субъекты ДФО и все авиакомпании, принадлежащие этим субъектам. Крупнейшие из них – «Аврора», «Якутия» (продолжает свою деятельность и остается в собственности республики, сохраняя свой бренд), «Полярные авиалинии», Камчатское авиапредприятие, «ЧукотАвиа» и «Хабаровские авиалинии». При этом Минвостокразвития обеспечит госконтроль над деятельностью акционерного общества для обеспечения равноправного доступа всех жителей Дальнего Востока к услугам этой авиакомпании. Всеми субъектами ДФО согласованы планы-графики мероприятий по консолидации авиационных активов и формированию корпоративной структуры единой авиакомпании. Эти регионы подписали договоры купли-продажи пакета 5% акций «Авроры» и акционерные соглашения.

Республика Саха (Якутия) приобрела 5% акций авиакомпании «Аврора». Также одним из первых акционеров единой дальневосточной авиакомпании стала Камчатка.

Первым этапом проекта создания объединенного дальневосточного перевозчика стала консолидация 100% акций «Авроры» у правительства Сахалина. В декабре прошлого года совет директоров «Аэрофлота» одобрил продажу 51% в «Авроре» принадлежащей властям Сахалина Корпорации развития Сахалинской области. Пакет акций был передан за 1 руб.

В начале апреля главам Якутии, Камчатки, Хабаровского края и Чукотки поручено ускорить завершение необходимых корпоративно-правовых процедур по передаче 25% плюс 1 акция региональных авиапредприятий в управление АО «Авиакомпания «Аврора». Уже в середине июля состоялись пробные полеты.

Оснастить флотом

Весной Минпромторг России, «Аврора» и ГТЛК подписали предварительный график на поставку дальневосточной авиакомпании как минимум 45 воздушных судов российского производства с 2021 по 2025 год включительно. В авиапарк войдут четыре типа воздушных судов: SSJ‑100, Ил-114-300, Л‑410, «Байкал». Всего парк авиакомпании будет насчитывать 131 воздушное судно, в частности 91 самолет и 40 вертолетов. По итогам 2019-го парк «Авроры» насчитывал 20 самолетов. «Это минимум того, что мы планируем для авиакомпании. И, на наш взгляд, то, что мы сейчас делаем, может привести к развитию этой авиакомпании в ближайшее время», – сказал министр транспорта Виталий Савельев на совещании с В. Путиным.

Также глава ведомства заявил, что для раскатки местных рейсов авиакомпании может понадобиться субсидия, потому что в первое время они будут заполняться всего лишь на 20%.

Планируется, что первый «Сухой Суперджет» поступит в этом году, также уже подписано соглашение о поставке восьми легких воздушных судов Л-410 для местных линий.

В конце апреля глава Бурятии Алексей Цыденов обратился к главе Минвостокразвития России Алексею Чекункову с просьбой проработать перспективную программу потребности в арктических и офшорных вертолетах для формирования заказа Улан-Удэнскому авиационному заводу (У-УАЗ). Перед этим стало известно, что авиастроительный завод «Прогресс» в городе Арсеньеве (Приморский край) с конца текущего года будет выпускать средний пассажирский вертолет Ка-62. Помимо самолетов, перевозчик будет закупать вертолетную технику. В первую очередь речь идет о Ка-62.

Добавим, ранее также сообщалось, что при поддержке Республики Саха (Якутия) предусматривается приобретение в лизинг и поставка в 2021 году одного самолета Boeing 737-700 и двух Boeing 737-800.

Сейчас Министерство промышленности и торговли РФ создает и готовит запуск в серийное производство девятиместного легкого многоцелевого самолета «Байкал». Выполнена разработка технического предложения и эскизно-технического проекта, рабочей конструкторской документации. Презентация опытного образца самолета состоялась на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в июле.

По словам главы Минпромторга, У-УАЗ в 2021-м выпустит опытный образец самолета ТВС-2ДТС «Байкал», затем примерно 1,5 года уйдет на сертификацию воздушного судна. Таким образом, серийное производство планируется запустить к 2023-му. Ранее считалось, что первую партию самолетов завод выпустит на 2 года ранее. «Байкал» придет на смену самолетам Ан-2, которые выпус­кались с конца 1940-х гг.

Всех субсидировать не удастся

Минтрансом и Минвостокразвития совместно с субъектами ДФО определена маршрутная сеть новой авиакомпании – это 535 социально значимых маршрутов, в том числе 100 межрегиональных и 435 местных.

Еще в январе текущего года сообщалось, что для поддержки создаваемой объединенной дальневосточной авиакомпании власти могут выделить дополнительно 4 млрд руб. субсидий на региональные авиаперевозки на Дальнем Востоке. Но аналитики обозначили риски того, что концентрация на поддержке новой авиакомпании приведет к ослаблению конкуренции за субсидии.

Позже стало известно, что создаваемая дальневосточная авиакомпания, согласно проекту скорректированного плана по достижению национальных целей развития РФ до 2024 года, подготовленному правительством РФ, не будет финансироваться из федерального бюджета в 2021–2023 гг. В частности, в этом проекте отмечается, что меры по ее созданию и развитию маршрутной сети нужно добавить в госпрограмму «Развитие транспортной системы», принятую в 2017 году. Финансирование в 2021–2023 гг. предполагается только из бюджетов субъектов и внебюджетных средств. Но, по данным источников, так как проект остается в статусе федерального, следовательно, финансирование из госбюджета будет. Позже власти сообщили, что финансирование работы единой авиакомпании пойдет по отдельной программе, так как постановление правительства не охватывает местные авиалинии и не отвечает условиям работы воздушного транспорта на Дальнем Востоке.

В начале лета глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития) Алексей Чекунков сообщил, что правительство РФ не согласовало предоставление 17 млрд руб. субсидий дальневосточной авиакомпании из-за слишком высокого запрошенного объема господдержки. Эта сумма в 17 млрд. руб. предназначалась для субсидирования маршрутов в ДФО и оплаты лизинговых платежей за новые воздушные суда.

Отметим, что уже неоднократно эксперты авиарынка указывают на недофинансирование дальневосточных перевозок и необходимость увеличения их поддержки из бюджета. Сам же механизм предоставления субсидий должен стать более прозрачным, а соглашения с авиакомпаниями – долгосрочными.

Параллельно с созданием авиакомпании в феврале этого года президент РФ пообещал, что власти страны будут продолжать работать над расширением программы льготных авиаперевозок для жителей Дальнего Востока. В частности, дотации из бюджета Амурской области на субсидирование авиарейсов внутри региона возрастут до 118 млн руб. А в Якутии новый механизм субсидирования авиаперевозок в Арктической зоне планируется внедрить с 2022 года.

По прогнозам, создание единой дальневосточной авиакомпании приведет к увеличению объема субсидий на перелеты из регионов Дальнего Востока. В настоящее время, по словам губернатора Камчатского края Владимира Солодова, сложилась абсурдная ситуация, потому что средства, которые выделяют на субсидирование межрегиональных перелетов, делятся на равных условиях между центральными регионами России, Дальним Востоком, Сибирью по единственному критерию – количеству перевозимых пассажиров на рубль выделенной субсидии.

Субсидии в обмен на гарантии

По словам вице-премьера – полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, к 2025 году единая дальневосточная авиакомпания позволит удвоить количество пассажиров в регионе и расширить маршрутную сеть. 
Пока Минтранс России готовит документ по дополнительной потребности регионов ДФО в части субсидированных авиабилетов, власти отмечают, что реальную отдачу от объединения авиаперевозчиков на Дальнем Востоке можно будет ощутить не ранее чем через 1,5 года.

«У нас еще будет немало проблем с Минпромторгом – в том, какие суда нам нужны, в какие сроки. Мы настроены на приобретение именно российского парка, и не все типы самолетов, которые требуются для территории, сегодня существуют. Надо еще построить в стране такие суда», – говорит заместитель председателя правительства РФ Юрий Трутнев.

Создание единой дальневосточной авиакомпании позволит ввести новые маршруты и проводить единую тарифную политику, понятную населению. Но при этом ей необходимо будет получить долгосрочные финансовые гарантии для закупки техники, найма и обучения персонала.

Представители большинства регионов ДФО сходятся на том, что создание единой авиакомпании на Дальнем Востоке положительно повлияет на развитие авиации и обеспечит создание устойчивой маршрутной сети между населенными пунктами.

«Во-первых, это создание устойчивой маршрутной сети и максимальный охват населенных пунктов, входящих в состав Арктической зоны. Немаловажна и единая концепция в политике ценообразования, которая, скорее всего, появится, так как стоимость авиабилетов с Дальнего Востока в европейскую часть России летом достигает 100 тыс. руб.», – говорит начальник управления транспорта, связи и дорожного хозяйства департамента промышленной политики Чукотского автономного округа Олег Рябко.

В то же время представители авиакомпании S7 отмечают, что господдержка станет сильным импульсом к развитию перевозок в ДФО, но субсидия не может выступать инструментом для конкурентной борьбы.

Как бы то ни было, создание авиакомпании призвано не только обеспечить связь труднодоступных регионов страны, но и способствовать росту спроса на отечественную авиатехнику и, как следствие, развитию малой авиации, а также оптимизировать маршрутную сеть. Но что будет с тарифами на перевозки, станет понятно после налаживания регулярного сообщения.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions