– Максим, о чем нужно прежде всего задуматься, чтобы не столкнуться с потерей животного при авиаперевозках?
– Перелет с животными, тем более, в багажном отделении – это всегда риск. Я считаю, в данном случае имеют значение действия, которые вы произвели до посадки питомца на рейс. Во-первых, необходимо убедиться, что порода животного не запрещена к перевозке. Некоторым питомцам перелет противопоказан. Также следует выяснить правила ввоза животного в страну назначения. Помимо необходимых действий по чипированию, вакцинации, иммунизации животного, получения свидетельства ветклиники, что животное здорово, следует внимательно изучить правила перевозки питомцев конкретной авиакомпании. У разных перевозчиков разные правила.
Также необходимо правильно подобрать переноску для животного, отвечающую требованиям авиаперевозчика. Перед сдачей животного в багаж, нужно сфотографировать животное в контейнере и сам контейнер, оборудованный согласно требованиям авиакомпании. Статьями 796 ГК РФ и 118 ВЗК РФ предусмотрено, что Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа только если не докажет, что утрата произошла не по его вине. То есть авиакомпания будет отвечать за сохранность питомца только в случае, если хозяином соблюдены все правила и требования – это нужно помнить!
– Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение багажа. То есть животные оцениваются как багаж?
– Согласно статье 137 ГК РФ, к животным применяются общие правила об имуществе, и питомец будет считаться именно багажом. В случае смерти животного авиакомпания или суд посчитают питомца обычным багажом и произведут стандартную компенсацию из расчета за каждый килограмм веса «багажа». Со своей стороны мы бы рекомендовали перед вылетом объявить ценность груза (это платная услуга авиакомпании). В таком случае существует возможность претендовать на получение указанной вами суммы. Также можно застраховать своего питомца. Если страховая компания признает смерть животного страховым случаем, компенсация, скорее всего, будет выше стандартной, предлагаемой авиакомпанией.
– Если трагедия произошла, что нужно делать владельцам животного? Каков алгоритм?
– Хозяевам необходимо сделать видео и фото погибшего животного. Затем на стойке Lost & Found, где разыскивают утраченный багаж, оставить претензию с подробной информацией о произошедшем, указать на травмы, состояние животного. После этого необходимо отправиться в ветеринарную клинику, чтобы получить освидетельствование. Как правило, этого достаточно, вскрытие животного не требуется. В течение шести месяцев следует обратиться в авиакомпанию с письменной претензией, приложив все собранные доказательства, и обязательно сохранив квитанцию об отправке с описью вложения.
– Если перевозчик отказал в выплате компенсации, как действовать?
– При отказе в выплате компенсации или если ее размер не устроил хозяина, нужно обращаться в суд. Если пассажиром соблюдены все требования, установленные авиакомпанией к перевозке животного, приложены доказательства, о которых мы сказали выше, то, как следует из изученной судебной практики, заявитель может претендовать на компенсацию по утрате багажа из расчета веса животного (согласно ст.119 ВЗК РФ – не более 600 рублей за килограмм, а при международных перевозках в соответствии с применимой международной конвенцией – в среднем до 20 долларов за 1 кг), компенсацию морального вреда (в судебных решениях от 3000 до 50 000 рублей) и взыскание штрафа по ст.13 Закона «О защите прав потребителей» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований (50% от присужденной суммы).
В случае, если животное было застраховано или багаж сдавался с объявленной ценностью, сумма компенсации будет выше.
Беседовала Полина Карпович
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.