– В основном аэропорты России принадлежат крупным частным финансовым структурам, имеющим доходы из других отраслей, например от добычи полезных ископаемых. Кроме того, внутренние перевозки продолжаются, а они также приносят доход.
Больше, чем аэропорты России, пострадали авиакомпании России. Особенно частные добросовестные перевозчики, которые исправно платили лизинговые платежи и аэропортовые сборы, но так и не получили государственной помощи и каких-либо льгот.
– Какие испытания, которые пережили авиакомпании за последние 5 месяцев, стали самыми сложными?
– Наибольший удар по российской авиационной отрасли нанес, конечно, отзыв арендованных самолетов, а также отказ поставлять запасные части и отказ в обслуживании. Значительно сказалось на российских авиакомпаниях и закрытие воздушного пространства большинства стран. В результате для российских авиакомпаний недоступны высокодоходные международные и межконтинентальные сообщения. А оставшиеся приходится обслуживать по более продолжительным маршрутам, а значит, приводит к повышенному расходу топлива.
– Евросоюз смягчил ограничения против российской гражданской авиации.
– Да, западные производители могут отказаться от части санкций, для того чтобы сохранить безопасность на достаточном уровне, так как любой инцидент приведет к падению доверия к авиации вообще и конкретному продукту в частности. Речь, конечно, о самолетах иностранного производства, уже находящихся в собственности российских перевозчиков и не подлежащих конфискации.
Но даже такое смягчение санкций ставит российскую авиацию в положение иранской. Иран не может приобретать новые самолеты из-за санкций, но западные производители поддерживают состояние летной годности имеющихся там самолетов, многие из которых достаточно безопасны, чтобы летать в воздушном пространстве ЕС.
– Какое будущее у российской авиации, на ваш взгляд: теперь в Россию вообще не будут поставлять самолеты западные производители?
– На мой взгляд, будущее российской авиации очень туманно. Без новых самолетов она будет регрессировать. Создание отечественной авиапромышленности – это, откровенно говоря, утопия. Ее не получилось создать до санкций, а в условиях санкций и без передовых технологий – это никогда ни у кого не получалось. Все мировые авиапроизводители работают в мире международной кооперации, это глобальный бизнес.
– Есть план по возрождению советских моделей…
– Да, можно возобновить производство советских моделей, но их уровень безопасности не соответствует современным требованиям, впрочем этому не соответствует и их уровень потребления топлива.
Выход один – добиваться отмены санкций, идти на уступки, учитывая интересы потребителя, который в конечном счете платит за все.
Беседовала Алена Алешина