– В Средневековье Шелковый путь соединял Азию и Европу. Экономическую, политическую и культурную значимость маршрута для тех времен невозможно переоценить. Новый шелковый путь наземным транспортом можно преодолеть за 18 дней, а воздухом – всего за 13 часов. Именно это направление будет динамично развиваться в ближайшие десятилетия. Однако сегодня, если мы говорим о Воздушном шелковом пути, его географию можно смело расширить. Это маршрут не только из Азии в Европу, но и из Азии в Америку. И в любом случае оказывается, что аэропорт Толмачево расположен в центре Воздушного шелкового пути.
Аэропорт имеет выгодное географическое положение для развития в качестве трансферного хаба (пассажирского, грузового, почтового), поскольку расположен на пересечении маршрутов из Европы в Азию. А как показывает опыт развития мировой экономики и крупнейших международных хабов, основные товарные и финансовые потоки в XXI веке будут сконцентрированы в треугольнике США – ЕС – Дальневосточная Азия (Япония, Китай, Южная Корея). Сибирь становится центром не только российской, но и международной транспортной логистики, и у Новосибирска есть все возможности и перспективы стать одним из главных хабов не только нашей страны, но и мира.
– Выходит, что стать центром Шелкового пути Толмачево поможет только выгодное географическое положение? Справится ли аэропорт с нагрузкой?
– Для ряда трансконтинентальных и кроссполярных маршрутов Новосибирск находится на линии ортодромии, то есть кратчайшего расстояния. Но чтобы справиться с ролью центра Воздушного шелкового пути, нам необходимы значительные изменения. С каждым годом растет пассажирский поток, и наша стратегия предполагает дальнейший существенный рост в ближайшие годы. Ежегодно увеличивается грузовой поток, в том числе и потому, что идет большая работа по привлечению грузовых авиакомпаний для использования аэропорта Толмачево как базы для технических и коммерческих посадок.
Сейчас аэропорт обслуживает регулярные рейсы российских и зарубежных грузовых авиакомпаний «Почта России», «Авиастар-ТУ», AirBridgeCargo, «Волга-Днепр», Cargolux, LufthansaCargo и других. Частота выполнения грузовых рейсов с транзитными посадками достигает 40–45 рейсов в неделю.
Аэропорт обрабатывает порядка 28 тыс. т груза и почты в год. К 2030 году планируем увеличить показатели и увеличить грузопоток до 150 тыс. т ежегодно. И с нагрузкой мы справимся, если будем готовиться так, как планируем.
– Как вы планируете развивать трансферный почтовый потенциал?
– В 2013 году для обработки экспресс-корреспонденции, прибывающей из Китая и стран Юго-Восточной Азии, мы открыли на территории аэропорта место международного почтового обмена (ММПО) «Почта России». За прошедший год в нем было обработано почти 20 млн международных почтовых отправлений – это почти в 4 раза больше, чем за 2015 год. Планируем, что к 2030-му цифра увеличится до 200 млн посылок.
Для этого сейчас ведутся проектные работы по строительству на нашей территории логистического почтового центра площадью 40 тыс. кв. м, который станет ключевой точкой обработки и распределения международной почты России. Пропускная способность ЛПЦ составит 1 млн отправлений в сутки.
– Знаю, что руководство аэропорта планирует модернизировать всю инфраструктуру аэропорта. Не только грузовую, но и пассажирскую.
– Да, действительно, мы сейчас создаем проект реконструкции аэровокзального комплекса – неотъемлемой части развития Толмачево как узлового аэропорта. Планируется, что после реконструкции площадь вокзала составит более 95 тыс. кв. м (сегодня она – 53 тыс. кв. м).
Один из главных векторов роста Толмачево – это развитие в качестве трансферного пересадочного авиаузла. К слову, у нас уже распланировано расписание рейсов на 2030 год. Сегодня маршрутная сеть аэропорта насчитывает более 90 международных и внутренних направлений. С 1998 года число пассажиров выросло с 1,3 млн человек до 4,1 млн. А к 2030 году прогнозируем рост до 14 млн. Если в 2012 году через Толмачево прошло всего 70 тыс. трансферных пассажиров, то в 2016 году – уже 660 тыс. Рост трансферного пассажиропотока по итогам 2016 года составил 70%, а его доля от общего количества обслуженных пассажиров превысила 16%. В 2017 году это число увеличилось уже до 20%, приблизившись к показателям аэропортов Московского авиационного узла. Рост трансфера стимулирует в том числе федеральное субсидирование пассажирских авиаперевозок.
– Что даст Толмачево перспективы стать крупным хабом, центром транспортной логистики Сибири и России?
– Аэропорт на сегодняшний день является крупнейшим от Урала до Дальнего Востока. По некоторым ключевым показателям мы уступаем лишь аэропортам Москвы и по динамике развития входим в число национальных лидеров отрасли. Толмачево успешно конкурирует с аэропортами соседних государств за возможность обслуживать транзитные рейсы. Благодаря синхронизации с нашим ключевым партнером – авиакомпанией S7 – мы развиваем сеть внутрироссийских и международных маршрутов таким образом, чтобы обеспечить максимальное удобство и выгоду пассажирам, для которых Толмачево становится воздушными воротами России. У нас очень хорошие предпосылки дальнейшего роста, и стратегия, выбранная акционерами, позволяет нам использовать значительные ресурсы для движения вперед.
Но конкуренты тоже не стоят на месте. Я имею в виду конкурентов зарубежных. Перспективы Воздушного шелкового пути будоражат весь авиационный рынок. На форуме «Транспорт Сибири» работала китайская делегация – и вот не прошло и полгода, как термин «Воздушный шелковый путь» зазвучал на китайском языке, наши соседи уже реализуют масштабные логистические проекты, подверстанные под развитие этой идеи. Воздушный транзит – это один из самых выгодных ресурсов России, поэтому поддержка и развитие авиационной инфраструктуры должны быть в числе приоритетов государства. Мы рассчитываем на активное участие федеральных ведомств в модернизации аэродромной инфраструктуры Толмачево, но это частный эпизод. А чтобы Воздушный шелковый путь развивался с учетом стратегических интересов России, на сегодняшний день необходимо комплексное участие правительства в продвижении на этом курсе.
Беседовала Елена Безгодова