– Все авиакомпании мира используют овербукинг. Это эксцесс, при котором была плановая неявка, а на рейс все пришли. Случается редко, но тем не менее происходит. На данный момент ситуации с овербукингом решаются несистемно, поскольку практика в российском законодательстве не определена и в нынешних реалиях у гражданина есть право исключительно через суд решать сложившуюся ситуацию. До суда доходят не многие, потому что это долго, хлопотно, затратно. А регулирование спорных ситуаций на месте остается за авиакомпаниями: некоторые компенсируют издержки, некоторые – нет, иные просто ищут скорейшее решение – как правило, отправляют пассажира следующим рейсом. Но это хорошо, когда такой рейс назначен через час, а когда на следующий день, это проблема.
– Как может заработать овербукинг по новым нормам?
– Для начала у любой компании, вне зависимости от того, обязана она компенсировать что-то пассажиру или нет, нет задачи не сажать пассажира на борт, потому что она понесет репутационные риски. Но для пассажира важно быть защищенным, и с учетом того, что авиакомпании используют овербукинг, надо просто проработать систему ответственности для авиакомпаний при реализации такой практики и законодательно закрепить овербукинг, как он существует в мировой практике, с четко прописанным порядком действий компании, объемом компенсации для пассажиров, определенными защищенными категориями пассажиров, в отношении которых практика непосадки на рейс не может применяться.
– Получается, «не можешь победить – возглавь»?
– Речь идет не о том, чтобы разрешать или не разрешать овербукинг как таковой. Он был всегда, это механизм защиты от потерь. Конечно, практику можно запретить уголовно, но тогда авиакомпании просто заложат потенциальные потери в цену билетов. Выиграет от этого пассажир? Нет. А поскольку практика все равно используется, задача государства ее четко прописать, чтобы защитить права пассажира. Поэтому от легализации овербукинга выиграет больше пассажир, а не авиакомпания. Тем более если авиакомпания не будет выполнять прописанные требования, это будет красным флажком для регулирующих органов в области авиации.
Беседовала Анна Маничева