– Малая авиация в России всегда была падчерицей большой авиации, хотя в других странах ситуация прямо противоположная. Например, в США малая авиация, или иначе – авиация общего назначения, обеспечивает большую долю ВВП, чем все американские авиакомпании вместе взятые.
– Почему в России малая живет в состоянии падчерицы большой?
– Причин несколько. Во-первых, в России эта отрасль сильно забюрократизирована, здесь живут по нелиберальным законам. Во-вторых, в воздушном пространстве множеств зон, которые контролируют военные. Последним присутствие в небе самолетов и вертолетов малой авиации, которые летят по собственному маршруту, – лишняя головная боль.
Поэтому ответ на вопрос «может ли малая авиация спасти большую» будет отрицательным. Малой авиации в России практически нет.
– Зарубежные лизингодатели, которым принадлежит большая часть самолетов большой авиации, отзывают воздушные суда. А самолеты малой тоже покупают в лизинг?
– Частные самолеты до 10 мест в России покупают для собственных нужд, но очень редко. В лизинг иногда, намного чаще за наличные с полной оплатой.
В Европе и США покупают в основном на 2–6 мест. Такие самолеты там можно даже купить в виде набора для самостоятельной сборки и законно на них летать и даже возить членов семьи или друзей. Разумеется, для коммерческой деятельности требуются сертифицированные воздушные суда. Самолеты от 6 до 10 мест покупают как раз уже для коммерческой деятельности.
– То есть в России есть самолеты, которые куплены не в лизинг, есть пилоты. Но нет пока законов. Вполне возможно, изменится законодательство и малая спасет большую авиацию?
– Шансов у малой авиации стать большой в России практически нет и в скором времени не предвидится. Россия не производит самолеты малой авиации. Их нет – и нет условий для их производства. Особенно в условиях санкций.
Если планер для малого самолета в России произвести можно, то двигатель и пилотажно-навигационную систему – нет.
В мире производителей двигателей для авиации можно пересчитать по пальцам. В России такие попытки предпринимались, но ни одна не увенчалась успехом. Производство пилотажно-навигационной системы требует опыта в микроэлектронике. А с этим сейчас проблемы даже у производителей автомобилей. Можно сказать, что авиация в России умерла. Если даже восстановить имеющиеся Ан-2, то их эксплуатация окажется крайне невыгодной. Да и их мало осталось. А замену создать не успели.
Беседовала Алена Алешина