«Рынки авиационных перевозок складываются из отдельных рынков (внутренние авиаперевозки, международные авиаперевозки, наземное обслуживание и пр.), на каждом из которых имеются проблемные вопросы, часть из которых может входить в полномочия Комитета, а часть выходит за их границы и должна решаться иными органами власти», - указано в материалах АМКУ, посвященных анализу данного рыночного сегмента. Как указывает АМКУ, эта работа инициирована «многочисленными обращениями как хозяйствующих субъектов, так и граждан».
В частности, выявлены проблемы с доступом хозяйствующих субъектов в сферу наземного обслуживания в аэропортах. Как отмечает АМКУ, отсутствует нормативно-правовая база, устанавливающая «четкие, прозрачные, соответствующие и объективные критерии, основанные на недискриминационных и конкурентных условиях» доступа хозяйствующих субъектов на этот рынок. Ведомство намерено отработать изменения в нормы и предложить их для внедрения.
Выявлены проблемы и на самом рынке воздушных перевозок – в частности, разрешения на осуществления регулярных внутренних перевозок имеют 37 авиакомпаний, тогда как работают лишь 5 субъектов. Это приводит к снижению уровня конкуренции на рынке, что противоречит директивам ЕС, отмечает Комитет. В целом признаны необходимыми для изучения на предмет условий конкуренции несколько основных направлений работы рынка воздушных перевозок республики: предоставление аэропортами скидок к сборам за обслуживание воздушных судов и пассажиров; распределение аэропортами временных интервалов (слотов) вылета/прилета для рейсов отдельных авиакомпаний; допуск хозяйствующих субъектов на рынки наземного обслуживания; предоставление/аннулирование Госавиаслужбой Украины прав на эксплуатацию частот для выполнения международных рейсов. Будет также проверена обоснованность тарифов на предоставление услуг автоматического бронирования авиабилетов.
Напомним, как сообщал РЖД-Партнер, правительство Украины инициировало внедрение нового порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий, существенно ограничивающего перевозчиков по структуре капитала (требуется, чтобы не менее 50% капитала принадлежало украинским резидентам). Кроме того, доступ к международным перевозкам увязывается с выполнением внутренних. Данные условия были расценены рынком как дискриминационные для бизнеса и противоречащие международным обязательствам Украины в сфере воздушных перевозок.
Владимир Каткевич