Российский рынок БАС обладает серьезным потенциалом. Летательные беспилотники используются в различных сферах деятельности, включая мониторинг окружающей среды, сельское хозяйство, картографирование, доставку грузов и т. д. К 2030 году число реализованных беспилотных аппаратов на рынке оценивается в более чем 180 тыс. ед. В денежном эквиваленте этот объем соответствует почти 200 млрд руб.
«На федеральном уровне совместно с регионами идет работа по поэтапному открытию неба для использования беспилотников. Данное полномочие находится в ведении регионов, и в настоящее время в них действуют разные правила. При участии Министерства транспорта РФ и Росавиации проводится их унификация. Одновременно ведется работа по дерегулированию отрасли и снятию излишних административных барьеров», – отметил сенатор Владимир Кравченко.
Вместе с тем для эффективного применения БАС и развития этого бизнеса постановлениями правительства РФ установлен экспериментальный правовой режим (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем.
«У нас в стране насчитывается 15 установленных ЭПР, в них участвуют более 170 компаний и организаций. Для их функционирования было принято более 30 нормативных актов. Специальные правовые рамки предоставлены в 23 регионах», – сообщил директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития РФ Владимир Волошин.
Опытным путем
В числе территорий, сделавших ставку на поиск инноваций в области БАС – Томская область, Камчатка, ХМАО, ЯНАО, Башкортостан, город Иннополис (Татарстан), Москва и др.
Для авиационных властей важно иметь большое число опытных полигонов, за счет которых можно итерационно создавать правила эксплуатации беспилотников, убежден советник губернатора Томской области Сергей Хурсевич.
«Если брать первую партию, это Камчатский край, ХМАО, Чукотка и Ямал, там всего было выполнено 106 полетов (с отступлением от общего регулирования. – Прим. ред.) Но это были полеты тяжелых беспилотников, и опыт, который там был получен, весьма существенный, особенно с точки зрения надежности и требований к беспилотным авиационным системам», – рассказал замруководителя Росавиации Андрей Потемкин.
Кстати, опытные полеты в северных регионах показали, что тезис о всепогодном применении БАС не подтвердился, но тем и важна данная практика.
Ведомство уже выдает акты оценки летной годности на беспилотники тяжелее 30 кг. Их вполне можно использовать для перевозки груза, авиаработ. Остается завершить вопросы с авиационным персоналом, и в следующем году эксплуатанты могут начать работать с такими летательными аппаратами в русле существующего законодательства, не исключил представитель Росавиации.
В то же время есть насущная потребность менять программу работ по ЭПР, отметил С. Хурсевич. Следует убрать наиболее абсурдные вещи, как, например, делать осмотр беспилотным авиационным системам по правилам серийно пилотируемого воздушного судна, обратил он внимание.
Нужно менять другие подходы. В частности, одна из главных на сегодня задач – отрабатывать новые механизмы нормативно-правового регулирования. «Решается эта задача пока фрагментарно, потому что критерием у нас является количество полетов, а не количество документов, которые мы разработали и внесли», – подчеркнул советник губернатора Томской области.