Российским авиакомпаниям удалось сохранить объемы перевозок на уровне 2014 года. По итогам 2015 года крупнейшие игроки рынка обслужили 93 млн человек. Но при этом рост перевозок был отмечен только на наиболее убыточных внутренних маршрутах.
Затраты авиакомпаний за девять месяцев 2015 года выросли на 21% - до 713 млрд руб. По итогам года совокупный финансовый убыток отрасли (без учета работы "Аэрофлота" и "Трансаэро", которые могут исказить общеотраслевые показатели) может составить порядка 8 млрд руб.
В первом полугодии прошлого года все авиакомпании получили на внутренних линиях убыток в размере 32 млрд руб., а на международных линиях прибыль в 5,5 млрд руб., что дало совокупный убыток в 26,5 млрд руб. По мнению Виктории Шаромовой, увеличению убытка способствовала переориентация авиакомпаний на внутренний рынок, рост которого не смог компенсировать падение на международных рейсах. В 2015 году международные перевозки снизились на 15,8%, до 39,5 млн человек, а внутренние выросли на 13,6% - до 52,5 млн человек.
Участники отрасли настаивают на полном обнулении НДС на внутренние перевозки: ставка налога уже была снижена с 1 июля прошлого года с 18% до 10%, что, по данным Транспортной клиринговой палаты, дало отрасли около 13 млрд руб.. Как стало известно "Коммерсанту", обнуление НДС (на 22 млрд руб.) уже внесено в пакет антикризисных мер правительства наряду с субсидированием ставки за операционный лизинг отечественных самолетов. Но эти предложения еще не одобрены Минфином.
Несмотря на падение пассажиропотока, в 2015 году российский рынок авиаперевозок стал вторым в мире среди самых динамично развивающихся. По итогам года российские авиакомпании открыли около 400 новых направлений, уступив лишь американским перевозчикам. В целом активнее всего на мировом рынке работали лоукостеры, в том числе дочерний низкобюджетный перевозчик "Аэрофлота" "Победа".
Прогнозы Росавиации на 2016 год пока остаются крайне пессимистичными. Эксперты считают, что в прошлом году пассажиропоток держался за счет демпинга, в том числе со стороны "Трансаэро", тогда как реальные доходы населения, деловой спрос и уровень ВВП падали.