Позиция правительства
«Указанные изменения направлены на развитие отечественного производства альтернативных комплектующих изделий в целях замещения применяемых на иностранной и отечественной авиационной технике оригинальных компонентов иностранного производства», – отмечается в отзыве кабмина.
В правительстве при этом указали, что в законопроекте нужно определить правовой режим предлагаемого механизма одобрения альтернативных запчастей и оформления требований к их производителям, а также уточнить ряд других моментов. Кроме того, не указаны источники финансирования увеличения штата Росавиации.
«Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом изложенных замечаний», – говорится в отзыве.
Рынок альтернативных авиакомплектующих
Как ранее заявлял А. Кутепов, рынок неоригинальных деталей к самолетам развит и в США, и в Китае, он позволяет снижать зависимость от оригинальных компонентов, которые не влияют на безопасность. Сейчас в России разрешены к установке на самолеты неоригинальные компоненты, одобренные по правилам, аналогичным американской процедуре Part Manufacturer Approval (PMA). Как отмечают авторы законопроекта, таким образом китайские и иранские поставщики PMA-компонентов имеют привилегии по сравнению с предприятиями отечественного авиапрома.
Предлагаемые поправки в Воздушный кодекс РФ дают возможность запустить производство неоригинальных компонентов в России, что, как подчеркивают сенаторы, особо актуально на фоне санкций, когда российские авиакомпании сталкиваются с ограничениями в закупках оригинальных запчастей. В случае же, если нормативное регулирование будет «догонять» фактическую потребность российской авиации в запчастях, «высока вероятность, что вместо цивилизованного рынка РМА-компонентов перевозчики столкнутся с серым рынком неаутентичных» изделий, говорится в пояснительной записке к законопроекту.