Для решения этой задачи создана рабочая группа, в которую вошли специалисты Минтранса, Минпромторга и представители авиастроительных компаний. Эта группа уже приняла важные решения, когда иностранные компании стали отзывать сертификаты летной годности у иностранных пассажирских самолетов (которые перевозили 95% авиапассажиров России). Сейчас из 1288 имеющихся в России пассажирских самолетов 1218 перенесены в российский реестр, за их летную годность отвечает Росавиация.
Заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров в ходе дискуссии на форуме отметил, что поставленная государством задача сделать авиапарк на 81% отечественным не означает снижения иностранных комплектующих до 19%. «Есть иностранные агрегаты, которые прежде чем встать в серийное производство, 20 лет проходили испытания на стенде. Мы не можем терять те же 20 лет. Поэтому заменять на отечественные будем только те агрегаты, которые мы сами испытывали и в которых абсолютно уверены», – сказал О. Бочаров. По его словам, российской авиации нужна четкая программа, чтобы поштучно отслеживать все запчасти, которые есть на складах, и знать, каков их ресурс. Это позволит рассчитать, сколько у нас есть времени на замену существующего парка.
Замминистра сообщил, что новый самолет «Сухой Суперджет New» с отечественным двигателем ПД-8 изготовлен в одном экземпляре и в этом году начнет первые летные испытания, а в прошлом году при динамических испытаниях на стенде его крыло сломалось при нагрузке в 70% от максимальной. Так что работа идет сложно. Поэтому ставка будет сделана пока не на самые современные самолеты, а на увеличение выпуска тех, которые хорошо знакомы и освоены.
В свою очередь, руководитель направления материально-технического обеспечения SSJ ПАО «Корпорация «Иркут» Александр Дубинец уверен, что до 2030 года корпорация все-таки произведет 136 самолетов «Сухой Суперджет New». «Мы уже произвели более 200 «Суперджетов», а теперь готовы к освоению новой модели. В 2023 году в планах две новые машины, а далее – по 20 самолетов в год», – сказал он.
На Дальнем Востоке существует много авиационных заводов, ориентированных на опытное производство новых моделей, с которыми есть сложности. Например, как рассказала заместитель председателя правительства Хабаровского края Мария Авилова, завод «Иркут» заждался не только двигателей ПД-8 для «Суперджетов», но и двигателя ПД-14 для современного МС-21. А новый завод «Байкал» готов выпускать по 25 региональных самолетов в год, но опять нет всех комплектующих.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов напомнил, что для Дальнего Востока особенно актуальны дальнемагистральные самолеты, и поставил перед специалистами авиационной отрасли вопрос о возобновлении производства Ил-96. «А поддержку из федерального бюджета мы, конечно, обеспечим», – пообещал сенатор.
О. Бочаров добавил к этому, что сейчас разрабатывается сразу несколько самолетов в кооперации с Китаем. В них будет использован российский планер (с этой точки зрения мы признанные мировые лидеры) и китайские двигатели.
Гендиректор завода в Улан-Удэ, входящего в холдинг «Вертолеты России», Алексей Козлов отметил, что сейчас все обеспокоены судьбой исключительно самолетов, а вертолетный парк изношен гораздо сильнее. Более 80% бортов у нас старше 25 лет, а заказов на новые вертолеты мало. Ожидается заказ на 15 машин Ми-171А3 для Северного морского пути, а у старых машин, вероятно, продолжат продлевать срок службы.