У многих возникает вопрос – зачем Москве еще один аэропорт. После кризиса 2009 года прирост пассажиропотока в аэропортах Москвы составлял примерно 15% в год. Стало очевидно, что такими темпами столичные аэропорты могут перестать справляться с возрастающими объемами, ведь они принимают множество транзитных рейсов из других российских городов, а пассажиропоток в стране, в целом, рос. Поэтому в 2013 году было запланировано строительство «Жуковского».
За два года число путешествующих за рубеж резко упало, и необходимость в новом аэропорте вроде бы отпала. Кроме того, новый аэропорт имеет большой недостаток – до него нет железнодорожной ветки, а существующая автодорога нуждается в реконструкции. Москвичи привыкли к тому, что до аэропорта можно быстро добраться на экспрессе или, не спеша, на автомобиле по удобной трассе. С другой стороны, Жуковский может уверенно занять свою нишу даже в кризис благодаря выгодным ценам для перевозчиков. Два миллиона пассажиров в год – очень скромная цифра. Если посмотреть на самый «непопулярный» аэропорт Москвы – Внуково – он перевез в прошлом году 15 млн человек, что в 2 два раза меньше, чем у двух лидеров – Домодедово и Шереметьево.
Вопрос «зачем Москве еще один аэропорт» возникает еще и в другом ракурсе. Город Жуковский еще с 30-х годов прошлого века неразрывно связан с аэрокосмической деятельностью, которая растет и расширяется: планируется, что город станет национальным центром авиастроения России. Логично предположить, что центру нужен свой аэропорт. Он там и находился: в трех км от города 80 лет функционировал легендарный аэропорт «Быково», который закрылся в 2010 году в результате падения спроса на перевозки. После периода упадка в начале 1990-х, аэропорт немного ожил, и чиновники обещали до последнего его модернизировать и превратить его в международный комплекс. Но этого не произошло, а ведь это был полноценный аэропорт, и он превратился в банальную стоянку для автомобилей. Буквально три года спустя этой трансформации, было решено построить новый аэропорт на базе испытательного аэродрома ЛИИ им. Громова «Раменское», на котором раз в два года проводится Международный авиационно-космический салон. Безусловно, такое решение было экономически и технически обосновано, но такие повороты в истории вызывают только удивление и напоминают о том, что мы живем в России.
Иван Андриевский,
первый вице-президент «Российского союза инженеров»