Учитывая уникальность ситуации 2015 года (особенно, запрет на полеты по нескольким направлениям), продолжение отрицательного тренда в 2016 году вряд ли возможно. Скорее, если вновь не вмешается политика, можно ожидать стабилизации положения с пассажирскими перевозками, и даже некоторого роста по сравнению с 2015 годом, хотя до уровня 2014 года восстановить показатели вряд ли удастся.
Во-первых, и прежде всего, уже весной, к началу активной фазы туристического сезона, ожидается возобновление полетов в Египет. С Египтом у России хорошие политические отношения, обе страны заинтересованы в развитии туризма, а прекращение полетов было вызвано требованиями России по обеспечению безопасности российских граждан в аэропортах и гостиницах Египта. Сегодня египетская сторона прилагает все усилия, чтобы устранить недостатки по безопасности, и стороны фактически вышли на финишную прямую по согласованию отмены запрета на полеты. Возобновление полетов сразу же скажется на росте пассажиропотока, т.к. египетские курорты популярны у россиян, и туроператоры готовы начать работу по этому направлению в любой момент. К сожалению, о восстановлении авиасообщения с Украиной и Турцией речи пока не идет.
Платежеспособность населения, скорее всего продолжит снижаться, что плохо, но темпы этого снижения должны уменьшиться – падение цен на экспортные товары и девальвация национальной валюты уже произошли, их дальнейшие изменения, скорее всего, не будут носить столь резкого характера, что уже хорошо. Определенную поддержку может оказать продолжение Программы субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации. Положение авиаперевозчиков непростое, международные перевозки сокращаются, а рост внутренних приводит лишь к накоплению убытков, которые лишь частично покрываются Программой субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации.
Окончательных данных за 2015 год пока нет, а за 9 месяцев 2015 года, по сообщению Росавиации, приемлемому уровню платежеспособности соответствуют лишь 46% от общего количества авиакомпаний, в то время как в 2014 году за тот же период этот показатель составлял 56%. Суммарный убыток в авиатранспортной отрасли достиг 26,6 млрд руб. Основной негатив в отрасли, закрытие авиасообщений с Украиной, Турцией и Египтом, а также остановка деятельности и банкротство авиакомпании «Трансаэро», пришелся как раз на еще не учтенный в этом мониторинге четвертый квартал 2015 года.
Алексей Калачев, аналитик Группы компаний «ФИНАМ»