В марте общие тренды сохранили свою динамику. Так, международные направления потеряли 21,4%, снизившись до 2 млн пассажиров. Внутренние рейсы, наоборот, увеличились на 11,3% (до 3,8 млн человек). В целом в марте отправки пассажиров уменьшились на 2,7% (до 5,8 млн человек).
Общее снижение пассажирооборота и основные тенденции последних месяцев связаны с сокращением средней дальности полетов пассажиров. По словам главы Минтранса, наблюдается перераспределение между региональными (ВВЛ) и международными (МВЛ) авиаперевозками. На долю ВВЛ сегодня приходится 57% от всего авиационного трафика, хотя недавно пропорция была обратной.
Отметим, что несмотря на общую стагнацию ряд факторов предрекают рост цены на авиабилеты уже в ближайшее время. Так, хотя у экспертов и оптимистичные прогнозы, открытие авиасообщения с Египтом и Турцией все еще дело весьма отдаленного будущего. Более того, в начале прошлой недели Росавиация представила список региональных авиарейсов, которые в этом году субсидируются из бюджета. В него попали почти все популярные туристические направления, однако одного из самых востребованных маршрутов – крымского – в перечне не оказалось. И это на фоне того, что в середине марта спрос на отдых в Крыму в 2016-м вырос на 200% по сравнению с прошлым годом. Владельцы местных гостиниц рассчитывают на возросший спрос на отдых внутри России, а также на путешественников, лишившихся возможности отправиться в Турцию и Египет – два самых популярных направления выездного туризма.
Кроме того, с 30 ноября прошлого года Федеральная антимонопольная служба решила отказаться от регулирования цен на аэропортовые сборы за взлет-посадку, авиационную безопасность и услуги аэровокзального комплекса для Московского авиационного узла. Решение вступило в силу с 21 февраля, и крупнейшие аэропорты тут же воспользовались этой возможностью. Домодедово в марте подняло сбор за взлет-посадку на 15%, за авиационную безопасность – на 26%, с 30 марта – за аэровокзальный комплекс для международных линий на 27%, а для внутренних – сразу на 43%, рассказали аэропорту. В Шереметьево с 1 апреля тариф на взлет-посадку возрос на 12%, на авиабезопасность – на 3%, на аэровокзал – на 9%.
В результате для среднемагистрального самолета с загрузкой 60–70% стоимость рейса в Домодедово увеличивается примерно на 12 тыс. руб., в Шереметьево – на 6 тыс. руб., это рост почти на 20 и 10% соответственно, подсчитал менеджер одного из авиаперевозчиков. В конечном итоге рост тарифов будет переложен на пассажиров.
«Сменить аэропорт могут небольшие авиакомпании, в Москве только разворачивающиеся. Базирующиеся здесь крупные перевозчики сделать этого не могут», – отмечает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Мария Шевченко