В целом, по прогнозам, воздушный транспорт восстановится в 2024 году. Высокорентабельными являются грузоперевозки сегодня. Пассажирские авиаперевозки в России изначально низкомаржинальны – операционная рентабельность составляет 1–4%. Большая часть доходов идет на закупку топлива (около 30% себестоимости), фонд оплаты труда (около 20%), затраты на владение авиапарком, включая лизинговые платежи (обычно в валюте, 20%) и прочие расходы (обеспечение безопасности, аэропортовые сервисы, техобслуживание).
Доля воздушных грузоперевозок в общем объеме крайне невелика (всего 0,01%), но в прошлом году они оказались самыми маржинальными – рентабельность продаж около 25%. Причинами стали усилившийся спрос на доставку грузов медицинского назначения и повышение мировых тарифов вследствие дефицита мощностей, требующего инвестиций в закупку дорогостоящих грузовых самолетов или перепрофилирования пассажирских лайнеров.
В целом по итогам прошлого года убытки авиакомпаний от основной деятельности увеличились в 75 раз – с 2,6 млрд до 198 млрд руб. В I полугодии текущего года авиаперевозчики по-прежнему несли убытки – 55 млрд руб. против 122 млрд руб. в январе – июне 2020-го.
«Пассажирооборот на высокомаржинальных международных рейсах составлял лишь 23% от уровня 2019 года, его восстановление ожидается не ранее 2023-го. Убыточность некоторых российских компаний усугубляет вынужденное использование на внутренних направлениях более дорогих в эксплуатации широкофюзеляжных судов, рассчитанных обычно на международные перевозки», – говорится в обзоре.