Особенно ощутим уход с рынка «Аэрофлота», AirBridgeCargo по многим направлениям. Одна из тенденций – это рост цен на грузовые авиаперевозки, обусловленный тем, что многие авиакомпании перестали выполнять рейсы в РФ. Также среди главных тенденций авиарынка в 2022 году можно отметить увеличения срока отгрузки, обусловленное ограниченным количеством авиакомпании на рынке перевозок в РФ.
Из-за санкций многие грузовые агенты из Европы, Америки, Японии и других стран, поддержавших санкции, перестали осуществлять отправки на РФ, что заставляет изыскивать новые маршруты и обходные схемы, которые неумолимо влияют на транзитные сроки и стоимость перевозок товаров.
В общей массе номенклатура перевозимых грузов авиасообщением не изменилась. Как правило, везут срочные, требующие специальных условий доставки грузы, фармацевтику, лабораторные образцы, медпрепараты и дорогостоящие грузы. В связи с распределением грузопотока из Европы в Китай увеличился сегмент поставки оборудования, электрокомпонентов и комплектующих.
Но ключевыми проблемами для авиаотрасли остаются санкции, ограничения воздушного пространства и приостановка импорта комплектующих для обслуживания ВС.
В режиме постоянных санкций сложно делать долгосрочный прогноз. На ближайшее полугодие считаю, что будет преобладать рост мультимодальных перевозок и снижаться объем перевозок авиационным транспортом. В условиях санкций начинает преобладать цена, а не сроки, ведь любой санкционный груз будет так или иначе доставляться долго.
Однозначно рост топлива является негативным фактором для авиационных перевозок, поскольку дополнительные издержки авиакомпаний ложатся на плечи заказчиков грузовых авиаперевозок.
В качестве способа стабилизации ситуации необходимо применять меры со стороны государственных структур, в частности, субсидирования возросших издержек из бюджета страны.
Уверен, что авиаотрасли в настоящее время нужна комплексная поддержка государственными структурами по основном секторам, влияющим на автоперевозки, начиная с регулирования цен на топливо и заканчивая наземным обслуживанием и географией полетов. Без прямой поддержки государства авиационную отрасль мы можем просто потерять.