На 7,5% вырос пассажиропоток российских авиакомпаний в I полугодии 2024 года относительно того же периода прошлого года, до 51,2 млн человек, сообщили в пресс-службе Минтранса РФ. На внутренних линиях перевезено 38,7 млн пассажиров (+3,2 %), при этом 2,2 млн из них, или 5,7% – по субсидируемым маршрутам.
«Росту пассажиропотока воздушного транспорта во многом способствуют традиционные программы субсидирования авиаперевозок», – отметили в ведомстве.
В этом году, по прогнозу Росавиации, пассажиропоток авиакомпаний составит 98,1 млн человек, что почти на 7% меньше, чем годом ранее.
«Пока мы идем к цифре 98,1 млн. В августе – сентябре уже будет более точное понимание, на какую итоговую цифру пассажиропотока по итогам 2024 года выходит российская гражданская авиация», – сказал глава Росавиации Дмитрий Ядров, напомнив, что по итогам пяти месяцев перевозки выросли на 8%, до 40,5 млн человек.
«Прогноз по пассажиропотоку зависит от того, что авиакомпания «Сибирь» решит делать с машинами (семейства Airbus A320neo) с двигателями Pratt&Whitney, какое их количество будет выводить», – добавил глава Росавиации на пресс-конференции в последний день июля.
A320neo перевозят значительный объем пассажиров, но эксплуатация их моторов «требует повышенного внимания – на это жаловались эксплуатанты по всему миру», сказал Ядров.
Согласно обновленной в мае комплексной программе развития авиаотрасли, по итогам текущего года все российские авиакомпании перевезут 98,1 млн человек, включая 77,3 млн внутри страны и 20,8 млн – за ее пределы. Это на 7% ниже, чем в 2023 году, когда было перевезено 105,4 млн пассажиров. В предыдущей редакции документа прогноз на этот год был на уровне 104,5 млн человек, включая 83,6 млн внутреннего пассажиропотока.
Как сообщил ранее Росстат, совокупный пассажирооборот российских авиакомпаний в первом полугодии 2024 года вырос на 10,8% относительного января – июня прошлого года, до 131,4 млрд пассажиро-километров.
Ценовые войны
Авиабилеты дорожают. Рост цен связывают с ростом затрат авиакомпаний на обслуживание пассажиров, а также увеличением размера отчислений в Фонд оплаты труда и на лизинговые платежи. Впрочем, на рост цен на авиабилеты влияют и рост цен на авиатопливо, валютные колебания и динамическое ценообразование. И главное, спрос, об этом в последний день июля сообщил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.
«В августе повышение происходит традиционно, это связано с повышенным спросом. В зависимости от направления авиабилеты в августе могут обойтись дороже на 20–53% на фоне повышенного спроса», – сказал он на пресс-конференции.
С учетом хорошего спроса на туры в бархатный сезон не исключено, что тарифы на авиабилеты будут выше и в сентябре, добавил он. Со слов Олега Пантелеева, исполнительного директора агентства «Авиапорт», цены на авиабилеты в сентябре пойдут вниз и достигнут минимума в ноябре – начале декабря и в феврале – начале марте.
«Стоимость авиабилетов регулируется динамически, благодаря тому, что авиакомпании отслеживают спрос и предложение в разные периоды. И в ситуации, когда спрос становится высоким или даже ажиотажным, они повышают цены на билеты. Так решаются сразу несколько задач: пассажиры, которым нужно вылететь завтра, смогут сделать это, но заплатят больше. А те, кто приобретают билеты заранее, нередко могут купить их по цене ниже, чем себестоимость перевозки», – разъяснил эксперт.
Д. Горин подтвердил, что цены на авиабилеты, начиная с сентября, традиционно снижаются.
«Причем спад именно в рамках ежегодных колебаний будет более существенным, чем прирост цен из-за инфляционных процессов. В итоге осенью билеты будут дешевле, чем в августе», – сказал он.
Однако в июле в Совете Федерации призвали ввести регулирование цен на авиабилеты, в середине июля на совещании по вопросам повышения доступности воздушных перевозок подняли вопрос регулирования ценообразования в авиаотрасли. Итогом совещания стали предложения, которые направили в кабмин для исправлению негативных моментов, сложившихся в секторе авиаперевозок. Эти рекомендации также отражены в письме вице-премьеру Виталию Савельеву от 1 августа за подписью главы комитета Совфеда Андрея Кутепова. В письме сообщается, что в 2024 году ФАС и Росстат ежемесячно фиксируют рост цен на авиабилеты от 9 до 22%. Часть проездных документов с ранним сроком приобретения продается ниже себестоимости, в то время как билеты непосредственно перед вылетом – выше себестоимости, чем достигается заполнение бортов и компенсируются потери от дисконтных билетов.
Летать чаще, больше, дальше
Аэронавигационные сборы увеличат, чтобы пополнить фонд ремонта аэродромов, так на вопрос о повышении аэронавигационных сборов ответила пресс-секретарь Минтранса.
Роман Старовойт, глава Минтранса, сообщал, что в ведомстве обсуждается вопрос о повышении аэронавигационных сборов с авиакомпаний для капремонта региональных аэропортов. Но он отмечал, реализация этой инициативы не приведет к значительному росту цен на авиабилеты.
Об увеличении число аэропортов гражданской авиации в России к 2030 году руководитель Росавиации Дмитрий Ядров на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным.
«В настоящее время в нашей стране 228 аэродромов гражданской авиации. А с учетом поручения президента по повышению авиационной подвижности к 2030 году будет 242 аэродрома гражданской авиации», – сказал он.
Росавиация совместно с Минтрансом уже сформировала перечень из 129 аэродромов, которые подлежат дальнейшему развитию, сообщил Ядров. Но в правительстве считают, что эффективность модернизации аэропортов зависит от диалога с инвесторами. Государственная поддержка должна быть четко рассчитана, подчеркнул председатель правительства РФ Михаил Мишустин. С его слов, за шесть лет нужны средства не только на развитие аэропортов, но и на взлетно-посадочные полосы и сами здания. Развивать наземную инфраструктуру необходимо как можно быстрее, ведь пассажиропоток авиакомпаний России вырос на 7,6% в первом полугодии, до 51,2 млн человек.
«Из них 38,7 млн перевезено внутри России. Это на 3,4% больше, чем годом ранее. При этом доля межрегиональных рейсов (маршрутов), минуя Москву, значительно превышает 50% от общего количества внутренних регулярных пассажирских маршрутов», – сказал глава Росавиации.
В Госдуме предложили направлять часть прибыли страховщиков на снижение стоимости авиабилетов. Автор инициативы – глава комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы Евгений Москвичев.
«Я вам называю цифру. На пассажирском транспорте ответственность перевозчика перед пассажиром из 100%, которые получают страховые компании, выплачивается 47%. 20% они должны оставлять себе, а где 27%? А может быть, стоимость билета (за счет этих средств - ИФ) снизим? Тогда все будут заинтересованы лететь в Сочи, куда-то еще», – сказал Москвичев на заседании комитета.
По его словам, подобная практика – «когда страховые компании и туристические агентства свои деньги платят для того, чтобы билет для пассажира был дешевле» – есть в некоторых зарубежных странах.