+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.08.2021 15:47:05
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Авиационные итоги I полугодия: восстановление спроса и надежда на новые мощности

Эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) окрестили 2020 год худшим для авиаотрасли из-за беспрецедентного снижения количества авиапассажиров (-60,2%), спроса на авиаперевозки (-65,9%), сокращения количества маршрутов, соединяющих аэропорты (-60%), и воздушного сообщения более чем наполовину.

Главный тренд рынка авиаперевозок 2021 года – постепенное восстановление.
Не подстраиваться под спад

По данным Росавиации, в I полугодии грузооборот гражданской авиации вырос почти на 32% и составил более 4,2 млн т-км. За этот период увеличился грузооборот всех компаний из топ-5, кроме «Аэрофлота», чьи показатели снизились на 5,1%, объем перевезенной почты вырос на 0,4%.

«Пандемия продолжает оказывать серьезное влияние на авиацию, в частности, международное авиасообщение по-прежнему существенно ограниченно, что оказывает значительное давление на деятельность авиакомпаний. Тем не менее в II 2021 года «Аэрофлоту» удалось добиться значительного улучшения финансовых результатов по РСБУ и кратно сократить чистый убыток. Такой результат был достигнут благодаря активной работе группы «Аэрофлот» на внутреннем рынке авиаперевозок», – комментирует заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот» Андрей Чиханчин.

В июне «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию три воздушных судна Airbus А350 и два Airbus А320N, вывел из парка одно воздушное судно Airbus А320. В рамках внутригруппового перераспределения авиакомпания «Аэрофлот» передала два Boeing 737-800 в парк авиакомпании «Победа» и пять SSJ-100 авиакомпании «Россия». По состоянию на конец июня парк группы «Аэрофлот» насчитывал 344 воздушных судна.

Грузооборот дочерней компании – «Россия» – вырос на 76,8% с начала года, а «Победы» – на 84,9%.

Грузооборот у крупнейшего грузового перевозчика России «ЭйрБриджКарго» (AirBridgeCargo, ABC, входит в группу «Волга-Днепр») вырос за 6 месяцев этого года на 33,1%. «Перевозчики группы «Волга-Днепр» продолжают наращивать свою экспертизу по доставке вакцин и сопутствующего груза по всему миру. Компании предлагают не только авиационную доставку, но и предоставляют комплексные решения для своих клиентов, покрывая документационное сопровождение, наземную доставку, решения по упаковыванию температурно-чувствительных грузов, обслуживание специальных контейнеров, мультимодальные логистические схемы и многое другое», – отмечают в компании.

По данным Росавиации, объем перевезенных грузов и почты российских авиакомпаний в целом вырос за полгода также почти на треть (на 32,8%), до 681,5 тыс. т. При этом процент коммерческой загрузки с начала года вырос на 5,2%, а в июне – на 13%.

Значительную лепту в изменение рынка грузовых авиаперевозок внесла доставка вакцины. Сегодня практически 100% вакцины доставляется именно авиацией.

Под новые правила пришлось подстроиться всем участникам авиарынка – перевозчикам, терминалам, тракерам, экспедиторам. Потребовались дополнительные объемы и мощности. И каждому из них пришлось что-то менять в своей операционной структуре, для того чтобы иметь возможность обрабатывать такой вид груза.

Рынок международных грузовых авиаперевозок стал другим за период пандемии: изменились и типы перевозок, и распределение объемов грузов между игроками рынка.

Как рассказывает руководитель отдела авиаперевозок компании TELS Ольга Новикова, многие переориентировались больше на чартерные рейсы. И на рынок вышли малоизвестные компании, которые стали предлагать маршруты и выгодные ставки. В оперативном режиме пришлось перестраивать схемы.

На фоне серьезных организационных проблем и стремительного роста ставок на рынке морских перевозок, а также инфраструктурных ограничений на железнодорожных маршрутах конкурентоспособность авиаперевозчиков повышается. Даже несмотря на то, что авиафрахт тоже вырос в несколько раз.

Аэропорты работают на износ

Постепенно восстанавливаются объемы и в крупных российских аэропортах.

В январе – июне грузооборот аэропортов Московского авиационного узла (МАУ) на международных направлениях вырос на 17,6%, до 145,7 тыс. т. На внутренних направлениях – на 25,2%, превысив 84 тыс. т.

Грузооборот аэропорта Внуково вырос за полгода по всем направлениям на 17,5%, до 25,6 тыс. т, Домодедово – на 9,6%, до 38,3 тыс. т и Шереметьево – на 23%, до 165,7 тыс. т.

В июне в московский аэропорт Домодедово вернулась авиакомпания Uzbekistan Airways. Ежедневно ее широкофюзеляжный Boeing 787-800 перевозит крупногабаритные, тяжеловесные грузы, скоропортящиеся грузы (продукты питания, растения, медицинские грузы), опасные грузы (краски, газы, жидкости, автомобили и т. д.), товары и личные вещи. Еще в 2018 году все рейсы Uzbekistan Airways из Узбекистана в Москву были переведены из Домодедово в аэропорт Внуково. Решение мотивировалось экономической целесообразностью.

Представитель аэропорта сообщает, что в I полугодии Домодедово обслужил 44,8 тыс. т грузов, что на 7,5% больше, чем годом ранее. «В I квартале Домодедово обслужил 1,4 тыс. т товаров категории «хайтек» (+60%). В июне через аэропорт перевезено 580 т медикаментов, медоборудования и вакцин – на 9% больше, чем в июне 2019 года. Рост операционных результатов связан с постепенным открытием границ и возобновлением регулярных пассажирских рейсов», – отмечает представитель воздушной гавани. В связи с изменениями грузопотоков значительными темпами в этом полугодии развивались и грузоперевозки в аэропорту Владивосток. Объем обработанных груза и почты за январь – июнь вырос на 40%. Основные объемы груза и почты приходятся на московское направление, в январе – июне 2021 года их количество возросло на 48% по сравнению с январем – июнем прошлого года. По данным Росавиации, по итогам 5 месяцев 2021 года Владивосток по объему грузовых авиаперевозок в России уступает лишь Москве.

Рост показателей связан в том числе с приходом авиакомпании Nordwind в конце мая в аэропорт. По итогам полугодия у нее отмечен самый значительный рост грузооборота – в 4,2 раза. Положительная динамика связана в том числе с тем, что авиакомпания Nordwind значительно расширила маршрутную программу полетов. В мае воздушный флот компании пополнил Airbus A321-200, в июне – узкофюзеляжный Airbus A321neo.

В другой части страны – на юге, к примеру, в перевозках через международный аэропорт Платов – в целом в I полугодии 2021 года сохраняются тенденции, наметившиеся в 2020-м в связи с пандемией и ограничениями авиасообщения между государствами.

В международный аэропорт Новосибирск (Толмачево) с начала этого года грузопоток составил немногим более 16 т (+5,4% к прошлому полугодию). Аэропорт является крупнейшим за Уралом транзитным авиаузлом на важнейших направлениях между Европой и Азией. По итогам прошлого года он занимает 4-е место по общему грузопотоку среди российских аэропортов. Добавим, что в августе прошлого года аэропорт приступил к реализации первого этапа проекта реконструкции аэровокзального комплекса. Общая готовность объекта составляет 34,6%. Плановый срок завершения работ – август 2022 года.

Ускоренная реабилитация цен

На фоне постепенного восстановления и роста спроса все полугодие росли цены на авиатопливо. И нынешние цены практически вернулись к допандемийным. За I полугодие цена на авиатопливо в аэропортах РФ выросла на 9,5%, или на 4,4 тыс. руб. В январе тонна топлива стоила 46,6 тыс. руб. В июне средняя цена на авиатопливо составила уже 51,1 тыс. руб. за тонну.

А по итогам июля цена на авиатопливо превысила уже 53 тыс. руб. за тонну. Авиатопливо является одной из самых больших статей расходов авиаперевозчиков и составляет около трети стоимости авиабилета. И несмотря на то, что в ряде аэропортов цены на авиатопливо в июне не изменились, а в некоторых снизились, сегодня авиакомпании заявляют о том, нуждаются в ограничении роста стоимости авиационного керосина.

«Кризис, связанный с эпидемией COVID-19, не закончился. И авиакомпании все так же нуждаются в поддержке, в первую очередь в ограничении роста стоимости авиационного керосина, подорожавшего с начала года на 35–40% и составляющего одну из главных статей затрат авиакомпаний», – делится официальный представитель компании «Уральские авиалинии».

В I полугодии компания увеличила объемы перевезенных грузов и почты на 16,2%, а грузооборот – на 9,2%. «До мая 2021 года авиакомпания использовала до 14 ВС А321 для перевозки медицинских грузов в салонах из-за высокого спроса на данный тип товаров и ограниченных возможностей по доставке продукции», – объяснили в компании рост показателей по грузообороту и объему перевезенных грузов и почты.

При этом номенклатура перевозимых грузов самолетами авиакомпании не изменилась за этот период.

Отметим, что с 2019 года, для того чтобы снизить нагрузку на авиаперевозчиков в период резкого роста цен на топливо, правительство ввело механизм демпфера. Он предполагает компенсации авиаперевозчикам из бюджета, если экспортная стоимость топлива превышает цену отсечения (53,2 тыс. руб. на 2021 г.).

В Минэнерго, комментируя рост цен на авиатопливо, напоминают, что цены на керосин изменяются вместе с ростом мировых цен на нефть, имеют ярко выраженную сезонную динамику, а также «подвержены фактору восстановления спроса на керосин по мере постепенного снятия ограничений на перелеты между странами».

Напряжение сохранится

По данным АЭВТ, совокупные убытки всех пассажирских и грузовых авиакомпаний за прошлый год оказались меньше – 132,9 млрд руб. По данным организации, эти убытки стали рекордными во всей постсоветской истории России.

На фоне сокращения маршрутов правительство РФ пытается сохранить спрос и динамику при помощи нескольких механизмов. Если в прошлом году ими стали субсидии, выделения которых авиакомпании не могли добиться, в этом году внести изменения на рынке должна единая дальневосточная авиакомпания, а также создание нового лоукостера.

В целом региональный директор по РФ и СНГ AirBridgeCargo Петр Новоженов обозначает тренд отрасли в 2021 году как постепенное восстановление. А именно – ожидается увеличение тарифа на перевозку из-за сокращения емкостей на пассажирских самолетах.

Кроме того, участники рынка ожидают развития коллаборации, объединение сервисов, заключение долгосрочных контрактов, доставки посылок дронами (автопилотная доставка). Также прогнозируется тенденция на развитие внутренних грузоперевозок и логистических цепочек, бесконтактная доставка, увеличение онлайн-продаж и спрос на доставку от двери до двери.

На сегодня 2021 год несет стабильный спрос и даже легкий рост, притом что нехватка емкостей остается (и пассажирских и грузовых самолетов) до сих пор, говорят в компании DHL Global Forwarding.

По прогнозам коллег, объемы пассажирских перевозок вернутся к допандемийным значениям к 2027 году, не ранее 2025-го. Это значит, что емкостей не будет и они не восстановятся так быстро.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions