По данным Росавиации, за 10 месяцев этого года (январь – октябрь) грузооборот вырос в целом на 0,6%. За это время было перевезено 6,470 млрд т-км, тогда как годом ранее – 6,429 млрд т-км.
Объем грузооборота на международных перевозках вырос на 0,8%. При этом если между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ он вырос на 0,9%, то между Россией и странами СНГ, наоборот, упал на 13,8%.
Перевозка грузов и почты выросла за отчетный период в целом на 1,1%, до 964 тыс.т, на международных перевозках – на 0,5%, до 727,5 тыс. т, на внутренних – на 2,8%, до 236,5 тыс. т.
Что касается конкретных авиакомпаний, наибольший объем роста перевозки грузов и почты и грузооборота демонстрируют «Авиастар-ТУ» (рост на 14,1%), «ЧукотАВИА» (на 5,8%), «Победа» (рост в 17 раз), «Ред Вингс» (на 389,2%), «Космос» (344,7%), «224 летный отряд» (на 532,9%).
При этом сокращение перевозки зафиксировано у следующих авиакомпаний: «Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Волга-Днепр», «Уральские авиалинии», «АТРАН», «Якутия», «Алроса», «Ямал» и «Нордавиа – региональные авиалинии».
В целом же по сумме авиакомпаний объем перевозок вырос на 2,9%.
О наибольшем увеличении грузооборота отчитываются «Авиастар-ТУ» (на 29,2%), «224 летный отряд» (на 530,5%), «Ред Вингс» (525,8%), «Космос» (на 299,3%), «Победа» (в 17 раз).
У компании «Аэрофлот» объем грузооборота вырос на 0,8%, а по сумме авиакомпаний – на 1,6%.
Пассажиры
По данным Росавиации, в январе – ноябре авиакомпании РФ перевезли 107,8 млн пассажиров, что на 10,6% больше, чем годом ранее. Пассажирооборот составил 265,6 млрд пасс.-км.
Процент занятости кресел увеличился до 84,2%, а процент коммерческой загрузки – до 71,3%.
Наиболее высокий рост пассажирооборота демонстрирует компания «Ред Вингс» (на 78,4%) «Победа» (на 67,2%), «Роял Флайт» (на 21,5%) и «Азимут» (в 20 раз).
Пассажирооборот «Аэрофлота» вырос всего на 6,2%, гораздо меньше, чем, скажем, у «Сибири» (рост на 15,8%) или «Уральских авиалиний» (рост на 14,3%).
В то же время о сокращении пассажиропотока говорят данные «Газпром авиа», «Саратовских авиалиний», «Комиавиатранса» и ЗАО "ЮТэйр".
Процент занятости пассажирских кресел в целом по гражданской авиации вырос на 0,8%.
Полеты
С января по ноябрь этого года, по информации Госкорпорации по ОрВД, российские авиадиспетчеры обслужили в верхнем воздушном пространстве страны более 1,55 млн полетов. По сравнению с показателем прошлого года этот показатель увеличился на 10%.
На международных воздушных линиях было выполнено 802,7 тыс. полетов (рост на 10,4%), включая 275,4 тыс. транзитных полетов. Число внутренних полетов составило 748,3 тыс.
Главные события 2018 года
Во-первых, был принят ряд законодательных и системных изменений: авиакомпаниям РФ официально разрешили отстранять дебоширов от полетов; Госдума приняла закон о порядке обложения аэропортовых услуг НДС; авиаперевозчикам увеличили штраф за задержку рейса; в России началось создание беспилотной авиатранспортной сети.
Кроме того, авиакомпания «Россия» ужесточила меры против курения на борту; после длительного перерыва «Аэрофлот» возобновил рейсы в Каир; Ространснадзор выдал предписание приостановить эксплуатацию всех Ан-148; авиакомпании массово пожаловались на дефицит пилотов.
Во-вторых, в строй был введен ряд объектов (как новых, так и после реконструкции). В частности, была завершена реконструкция аэропортов Норильск, Саранск, Ульяновск (Баратаевка); новые аэропорты открылись в Туркмении (международный) и в Симферополе; в аэропорту Стригино (Нижний Новгород) были введены в эксплуатацию реконструированная ВПП и новая вышка командно-диспетчерского пункта; в эксплуатацию была введена новая искусственная взлетно-посадочная полоса в аэропорту Байкал (Улан-Удэ, Республика Бурятия). С 2 октября компания «Азимут» восстановила авиасообщение между Псковом и Москвой.
В-третьих, началось обсуждение целого ряда инициатив. К примеру, перевод иностранных воздушных судов в российский реестр, перенос сервисов систем бронирования в РФ.
Отдельно остановимся на ситуации с «Аэрофлотом». Признанный в этом году лучшей международной авиакомпанией в Европе, он увеличил габариты ручной клади пассажиров, которую они могут провозить в кабине самолета, продолжил брать в эксплуатацию Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) (сейчас их в компании 50); выкупил у акционеров 4,3% своих акций; повысил топливные сборы второй раз за это полугодие; ушел с сахалинского рынка (на этой линии осталась дочерняя компания «Россия»).
Кстати, субсидирование региональных воздушных перевозок на Дальнем Востоке активно обсуждалось в течение последнего полугода. Сахалинские депутаты попросили федеральный центр увеличить субсидирование. Но обвинение в невыполнении социальных обязательств перед жителями Дальнего Востока «Аэрофлот» категорически опроверг.
В-четвертых, не стал исключением уходящий год на трагические события. 11 февраля самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», выполнявший рейс 6W703 из Москвы в Орск, потерпел катастрофу в Московской области. Погиб 71 человек, включая членов экипажа. Официальная причина катастрофы – неверные действия экипажа. После катастрофы Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании. «Саратовские авиалинии» прекратили полеты 31 мая.
Широкое обсуждение получила в этом году также работа самолета российского производства Sukhoi Superjet 100. Причем дискуссии возникли с самого начала года: SSJ-100 после посадки выкатывался за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Якутии, вынужденно возвращался в аэропорт Шереметьево по технической причине и по причине отсутствия технической поддержки в аэропорту Ханты-Мансийска, совершал аварийную посадку в Санкт-Петербурге из Иркутска из-за отказа двигателя до ложного срабатывания пожарной сигнализации и т. д.
После инцидента авиакомпания «Якутия» заявила, что может вернуть лизингодателю SSJ-100. Но официального подтверждения этого решения не было.
Чего ждать в 2019 году
Одним из главных событий следующего года должна стать продажа 10% аэропорта Шереметьево, анонсированная еще в начале года. Перенос продажи объяснили увеличением стоимости актива из-за факторов, ранее не включенных в модель развития аэропорта: приход авиакомпании «Россия» и резкое увеличение перевозок Nordwind. По оценкам аналитиков, стоимость Шереметьево составляет 150–170 млрд руб.
В 2019 году продолжится реконструкция аэропортов России. А именно – должно начаться строительство современного аэровокзала в аэропорту Петрозаводска, новой взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту Благовещенск (Игнатьево), открыться беспосадочный авиарейс Владивосток – Санкт-Петербург, новый терминал внутренних авиалиний аэропорта Хабаровск; окончены работы по модернизации аэропорта Южно-Сахалинск; введены в эксплуатацию оставшиеся объекты аэродромной инфраструктуры в аэропорту Байкал.
Необходимый объем финансирования из федерального бюджета на реконструкцию аэропортов с 2019-го по 2024 год составляет 166 млрд руб.
Добавим, что по инициативе Росавиации субсидирование пассажирских авиаперевозок на Дальний Восток, в Симферополь и Калининград будет осуществляться круглый год – не с 1 марта по 1 декабря, а с 1 января по 31 декабря. Также одобрено предложение Росавиации включить в категорию граждан с правом на приобретение авиабилета по специальному тарифу для членов многодетных семей.
Не исключено и введение ряда платных услуг. Так, авиакомпания «Победа», может начать взимать плату за бумажные стаканчики для воды в самолетах, а также сделать платной регистрацию в российских аэропортах.
Кроме того, в следующем году должен быть впервые продемонстрирован в России самолет МС-21. Предполагается показать самолет сразу с интерьером. Кроме того, в начале года дополнительные сертификационные испытания на базе аэропорта города Мирного (Якутия) пройдет новый вертолет Ми-38-2.
Что касается тенденций отрасли, эксперты прогнозируют продолжение роста спроса на пилотов мировой, в том числе и в России, а также возможное создание Минтрансом России авиационного хаба в Сибири.
При этом РФ, по словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, рассчитывает на увеличение спроса на SSJ-100 на зарубежных рынках.