Новый аэропорт находится в черте города по адресу Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Выборгский район, пос. Левашово и расположен в 2 км юго-западнее от застройки посёлка и на 0,5 км севернее КАД. Время в пути на машине от Лахта-Центра – около 5 минут.
Аэропорты в черте города – не самое обычное явление для нашего времени. Конечно, это очень удобно, когда после посадки можно сразу отправиться на прогулку по городу, не пользуясь пригородными электричками. Есть такой аэропорт имени Галилея в Пизе или аэропорт израильского курортного городка Эйлат с выходом на пляж, но они — скорее исключение.
В России к концу 90-х годов прошлого века оставалось всего два таких аэропорта, и оба в Москве. Речь о Тушино (сейчас на его месте находится стадион «Спартак» и одноименная станция метро), и Ходынка (теперь там метро ЦСКА и баскетбольный дворец одноименного клуба). Вывод аэропортов из городской черты объяснялся, в первую очередь, тем, что шум самолетов нарушает покой горожан.
Однако, по мнению Ингмара Витвицкого, аэропорт Левашово не причинит неудобств петербуржцам. Самолеты будут заходить на посадку с севера Ленинградской области, практически не пролетая над городом. Рейсов предполагается не очень много, и большинство их них – на маленьких деловых самолетах.
Новый аэропорт появится на месте бывшего военного аэродрома. Минобороны передало его в концессию «Газпрому» в октябре прошлого года. Ранее, в 2017 году, военное ведомство избавилось от еще одного аэродрома - «Сиверский», только передало его не коммерческому предприятию, а администрации Лениградской области. Но переделка того военного объекта в гражданский аэропорт пока так и не началась.
Нужен ли Санкт-Петербургу еще один аэропорт? Этот вопрос РЖД-Партнер задал ведущему научному сотруднику Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федору Борисову.
«Левашово не будет пассажирским аэропортом. Он станет частично корпоративным, так же как в «новой Москве» у «Газпрома» есть Остафьево - аэродром совместного базирования вместе с военными. В Левашово появится перрон, который будет обслуживать самолеты «Газпрома», - поясняет эксперт. – Санкт-Петербургу, пятимиллионному городу, второй аэропорт, конечно, не помешал бы. Нужно признать: количество полос и возможности их использования в аэропорту «Пулково» достаточны для нужд города, и есть еще очень большой запас. Но жителям северных районов Санкт-Петербурга, наверное, понравилось бы, если бы у них появилась альтернатива и возможность добираться до нового аэропорта быстрее, чем сейчас до Пулково. Левашово, с этой точки зрения, было бы подходящей площадкой».
Но где теперь в Левашово развивать лоукостеры, если с одной стороны живут военные, с другой «Газпром»? Северной столице можно было бы обойтись и без северного аэропорта, если бы ветку метро удалось довести до Пулково.
С точки зрения Ф. Борисова, в Пулково при запасе аэродромной инфраструктуры уже сказывается дефицит аэропортовой. Нужны новые терминалы. Место для их строительства есть, но для этого пришлось бы жертвовать не связанными с аэропортом постройками. Например, на месте здания Почты было бы логично расположить терминал, но насколько возможно переносить это здание, и куда? Это — вопрос согласований. Есть и другие пространства для перронов Пулково, застройку которых тоже нужно согласовывать.
В любом случае Левашово не станет ни конкурентом аэропорту Пулково, который принимает около 20 млн пассажиров год, ни его дополнением. Возвращаясь к архитектуре, Левашово будет украшено декоративными элементами с символикой естественной монополии. Например, наподобие земного шара над офисом Аэрофлота на Новом Арбате в Москве, здесь тоже появится земной шар, только плавать он будет в фонтане, а украшен не самолетом, а фирменной зажигалкой.