«Опыт показывает, что авиакомпании придерживают рейсы: продают билеты, но даже за несколько недель до полета могут вносить коррективы и менять планы. Поэтому я очень надеюсь, что по крайней мере половина объявленных в настоящее время планов будет выполнена», – сказала Одиня.
Руководитель аэропорта отметила, что в этом году наиболее популярные направления для путешествий из Риги зависели от ограничений в каждой конкретной стране. Во время кризиса из-за COVID-19 это в основном транзитные узлы с наибольшим объемом рейсов и возможностями выбора – Амстердам, Франкфурт и Лондон.
Одиня подчеркнула, что в аэропорту возлагают большие надежды на то, что вакцинация вместе с так называемым зеленым паспортом будет способствовать увеличению количества пассажиров уже в июле и августе. «Мы уже видим хорошие примеры, например, в Израиле, в Великобритании, где уровень вакцинации выше, чем во многих европейских странах. Я думаю, что это также одна из причин, почему, например, British Airways активно изучает вопрос, куда можно летать, в том числе после очень длительного перерыва и в Ригу», – сказала председатель правления аэропорта.
В странах с хорошими показателями вакцинации заболеваемость COVID-19 быстро снижается, что, безусловно, дает надежду на то, что желание людей путешествовать вернется и у них будут такие возможности.
Зеленый паспорт также упростит путешествия, поскольку в нем будут собраны все данные о вакцинации, тестировании, о том, болел ли человек COVID-19? и т. д. Таким образом, путешествующим не надо будет предъявлять большое количество документов при пересечении границы.
В то же время, как отметила Одиня, очевидно, что по мере увеличения числа привитых все больше стран отменят требования соблюдения карантина и самоизоляции по прибытии. «В одном месте это произойдет раньше, в другом – позже, но тенденции очень позитивные. Поэтому я с нетерпением жду второй половины лета», – сказала глава Рижского аэропорта.
Говоря о прогнозах на этот год, Одиня отметила, что в прошлом году при формировании бюджета аэропорт планировал в этом году обслужить 2,8 млн пассажиров, но за четыре месяца этого года результаты оказались не такими, как ожидалось: 50 000 пассажиров было обслужено в январе, 24 000 в феврале, 33 000 в марте и 54 000 в апреле.
«В совокупности показатели очень низкие по сравнению с тем, что мы планировали. Вероятно, наш прогноз придется снизить до 1,8–2 млн пассажиров, и мы сможем достичь этого только в том случае, если пассажиропоток возобновится летом и как минимум с июля по сентябрь мы будем обслуживать 200–300 тыс. пассажиров в месяц», – сказала Одиня.
Председатель правления аэропорта отметила, что восстановление в целом возможно, потому что люди хотят куда-то летать, и если вакцинация пройдет успешно, то требования самоизоляции будут отменены в большом количестве стран. Это использует и национальная авиакомпания airBaltic, на которую в этом случае аэропорт может полагаться больше всего.
«В этом случае достичь с сегодняшней точки зрения достаточно большого количества пассажиров очень реально», – сказала Одиня.
Как сообщалось ранее, за первые четыре месяца этого года в аэропорту Рига было обслужено 162 908 пассажиров, что на 87% меньше, чем в соответствующий период 2020-го. Из них прибыло в аэропорт 75 869 пассажиров, что на 87,8% меньше, чем за соответствующий период прошлого года, а вылетело 87 039 пассажиров, что на 86,2% меньше, чем за первые четыре месяца 2020-го.
В апреле 2021 года количество обслуженных в аэропорту пассажиров резко увеличилось по сравнению с апрелем 2020-го. В апреле этого года аэропорт обслужил 55 181 пассажира, что в 18 раз больше, чем в апреле прошлого года, в том числе 27 513 прибывших, что в 16,8 раза больше, чем за соответствующий месяц год назад, а количество вылетов увеличилось в 19,5 раза, до 27 668.
Международный аэропорт Рига – крупнейший узел воздушного сообщения в странах Балтии.