+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.09.2021 11:30:05
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Активное северное освоение: куда стремится СМП и где еще пробелы?

На основе Северного морского пути (СМП) до 2030 года намерены создать круглогодичный транзитный коридор, который в будущем может стать одним из конкурентоспособных евро-азиатских транспортных коридоров, перевозя значительную долю контейнерных грузов.
В рамках ВЭФ-2021 «Росатом» и Минвостокразвития России подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились скоординировать действия по развитию Большого СМП (проект которого был представлен на форуме) в целях обеспечения устойчивого роста экспортного, каботажного и транзитного грузопотока.

Не ограничивать интерес

Северный морской путь – судоходный маршрут, главная морская коммуникация в Российской Арктике. Длина пути составляет 5600 км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения.

Во время расширенного заседания общественного совета СМП на ВЭФ-2021 генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев представил проект Большого cеверного морского пути (БСМП). «Это транспортный морской коридор, объединяющий территориальные воды, исключительную экономическую зону РФ от морской государственной границы с Норвегией в Баренцевом море до морской государственной границы с Корейской Народно-Демократической Республикой на востоке. В эту акваторию территориально и содержательно входит СМП как отдельный федеральный проект», – рассказал он.

По его словам, при этом поставленная задача по увеличению объема перевозок до 80 млн т остается неизменной. Однако к ней добавятся как минимум две новые: внутренний каботаж и транзитные, в первую очередь контейнерные, перевозки.

Все это, по словам А. Лихачева, подразумевает более мощное инфраструктурное обустройство по всей протяженности Большого СМП. А именно – создание соответствующих хабов и перегрузочных портов. Ранее уже не раз отмечалось, что для обеспечения растущего объема перевозок, в том числе и контейнерных, необходимо создать в Мурманской области и на Дальнем Востоке крупные транспортно-логистических узлы. Здесь грузы с судов усиленного ледового класса будут переходить на борт обычных контейнеровозов, и наоборот.

Дорожную карту БСМП вместе с вовлеченными структурами «Росатом» намерен представить на Арктическом форуме в апреле 2022-го. По предварительным оценкам «Росатома», можно удвоить перевозки по СМП на горизонте до 2030 года, а после 2034-го – выйти на сумму грузопотока по Большому СМП до 250 млн т.

Напомним, что в соответствии с майским указом президента РФ к 2024 году грузопотоки по СМП должны увеличиться до 80 млн т.

Во время пленарного заседания Восточного экономического форума президент страны, отвечая на вопросы о СМП, отметил, что Россия приветствует интерес других стран к этому проекту. «Россия активно осваивает Северный морской путь, и звучат предположения о том, что мы якобы собираемся кого-то ограничивать. Вот это не соответствует действительности. Мы не собираемся никого ограничивать. Более того, мы хотим, чтобы эта работа строилась в строгом соответствии с международным морским правом», – заявил В. Путин.

Сегодня же, по словам А. Лихачева, в части существующих задач по СМП все работы идут по плану, даже с небольшим опережением сроков.

Что везти?

В 2019 году по СМП было поставлено 31,5 млн т грузов. По итогам прошлого года объем перевозок по Севморпути вырос до 33 млн т при целевом показателе федерального проекта в 29 млн т. При этом дискуссия об объеме грузооборота периодически возникает. На фоне пандемии коронавируса и ухудшения внешней конъюнктуры профильные ведомства и компании уже обсуждали снижение целевого показателя грузооборота по СМП с 80 млн до 50–60 млн т. А в мае глава Минвостокразвития Алексей Чекунков после отчета премьера РФ Михаила Мишустина о работе правительства перед Госдумой заявил, что объем перевозок по СМП планируется увеличить до 100 млн т к 2030 году.

Но при любых объемах основу грузовой базы составляют российские арктические проекты по добыче энергетических ресурсов. В будущем в качестве основы грузовой базы наиболее реальным выглядит увеличение поставок российского сжиженного природного газа. По информации из стратегического проекта развития производства СПГ в Арктике, общее количество перевозимого газа должно увеличиться до 46,7 млн т в 2024 году, до 73,5 млн – в 2030-м и до 120 млн – в 2035 году.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Валерий Спиченко отмечает, что на начальном этапе развития Севморпути основным грузом останется углеводородное сырье. В дальнейшем спрос на услуги СМП будет расти и со стороны других перевозчиков, в том числе иностранных. «Считаю, это однозначно приведет к смещению баланса в пользу контейнерных грузов, путешествующих между Европой и Азией через Российскую Арктику», – говорит министр.

После 2024 года перевозки будут расти за счет контейнерных грузов. Причем эксперты прогнозируют взрывной рост в 2025–2035 гг. Как следует из самого маршрута, основной потенциал перевозок по СМП – из Европы в Азию и наоборот. В условиях, когда европейские партнеры России не столь активно ориентированы на использование потенциала СМП, это сказывается и на интенсивности роста объема грузоперевозок.

«Если говорить о перспективности использования СМП с точки зрения финансовой выгоды, то в первую очередь разумно будет отправлять по нему именно транзитные грузы из Китая и стран Юго-Восточной Азии. В их номенклатуру входят техника, составляющая 50% от общего объема экспорта Китая, продукция легкой промышленности (обувь, одежда, детские товары), химикаты и др.», – считает руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Китай группы компаний AsstrA Владислав Мартин.

Но сегодня, как отмечают эксперты, несмотря на общий рост объема грузов в акватории СМП, пропорционального увеличения транзитных рейсов не происходит. Как уже было сказано, основу грузовой базы на ближайшее десятилетие составляют российские арктические проекты по добыче энергетических ресурсов и лишь незначительную часть – экспорт, каботаж и потенциальный транзит.

А. Чекунков отмечает, что сегодня развитие каботажных перевозок показывает уверенный рост. Для сравнения: при скромном показателе в 2019 году менее 13 тыс. т за летнюю навигацию этого года из Санкт-Петербурга было перевезено около 260 тыс. т грузов. Ожидается, что до конца года может быть перевезено 340 тыс. т груза.

Что касается транзитных перевозок, в прошлом году было осуществлено по СМП 40 транзитных рейсов, в том числе 34 рейса судами под иностранным флагом. Всего перевезено более 1,2 млн т транзитных грузов различной номенклатуры, что в 1,8 раза больше, чем за предыдущий год.

Для развития грузовой базы власти предлагают использовать в качестве Дальневосточного транспортно-логистического узла морской порт Корсаков на юге Сахалина. По оценке специалистов островного региона и «Росатома», обновленный порт сможет переваливать в год до 4 млн TEU. На первом этапе, в 2027 году, предполагается ввести в эксплуатацию контейнерный терминал на 840 тыс. TEU. Далее – последовательный рост мощностей порта. «К 2035 году он будет полностью отвечать реальным потребностям Севморпути, а также экономики островного региона», – говорит В. Спиченко.

Специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации по атомной энергии «Росатом», заместитель председателя государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов сообщил, что международный транзит, по прогнозам, к 2030 году должен составить 30 млн т.

«Сейчас мы выходим на новый этап развития Севморпути, и перед нами стоит задача формирования единого логистического пространства в интересах в первую очередь грузоотправителей. Поэтому предлагается ввести Большой севморпуть. Важнейшая составляющая развития Большого севморпути – круглогодичная навигация», – сообщил В. Панов.

Ранее эксперт аналитического центра при правительстве РФ Юрий Елизарьев отмечал, что для того, чтобы новый транспортный коридор воспринимался рынком, он должен взять на себя не менее 10% грузопотока.

Ледовый класс

В настоящее время в состав действующего флота входят два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л. с. – «Ямал» и «50 лет Победы», два ледокола – «Таймыр» и «Вайгач» – с однореакторной установкой мощностью 50 тыс. л. с., атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».

По данным первого заместителя гендиректора – директора блока по развитию и международному бизнесу «Росатома» Кирилла Комарова, планируется строительство дополнительных атомоходов.

До конца года ожидается выпуск второго серийного ледокола «Сибирь» на Балтийском заводе. Планируется, что его полномасштабное использование начнется в следующем году. На заводе «Звезда» также полным ходом идет стройка ледокола нового поколения 120 МВт «Лидер». Она будет завершена в 2027 году. Также есть поддержка министерства и правительства по увеличению линейки ледоколов серии 22220 60 МВт. К пяти запланированным должны добавиться еще два ледокола. Плюс прорабатывается с коммерческими партнерами создание четырех ледоколов мощностью 40 МВт, которые будут работать на СПГ. Также подготовлены мероприятия по продлению ресурсов действующих ледоколов «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал».

Добавим, что согласно анализу Росгидромета изменения ледовой обстановки на СМП, сегодня, в летне-осенний период, идет снижение ледового покрова примерно в 2 раза. При этом в зимне-весенний период изменения ледового покрова составляет около 10%. «Зимой происходит структурное изменение, когда многолетний лед меняется на однолетний. И, по расчетам Института Арктики и Антарктики, эта прогнозная модель сохранится на ближайшие 30–50 лет, несмотря на климатические изменения», – сообщил В. Панов.

Инфраструктурная недостаточность

Один из главных проблемных вопросов, тормозящих активное развитие СМП, – современное состояние арктической базовой транспортной инфраструктуры. Сегодня оно характеризуется низкими техническими характеристиками и высоким износом. В настоящее время перевозки осуществляются автомобильным, воздушным и водным видами транспорта. Кроме того, грузовые перевозки зависят от сезонности.

На сегодняшний день недостаточным развитием инфраструктуры, в особенности в восточной части маршрута, затруднен транзитный потенциал СМП. С другой стороны, актуальным вызовом является необходимость обеспечения экологической безопасности перевозок, рассуждает заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Игбал Гулиев. «Постепенное формирование надлежащего правового регулирования, тщательное тестирование используемых технологий требует времени, но такие задержки, безусловно, оправданны», – говорит он.

Реализацию плана развития соответствующей инфраструктуры для морской портовой отгрузки сегодня активно стимулируют арктические СПГ-проекты. Постепенно идет реализация проекта Северного широтного хода. Все должно облегчить обеспечение инфраструктурных проектов кадрами, усилить возможности по продовольственному и хозяйственному снабжению населенных пунктов, где проживают или будут проживать работники портов и иных инфраструктурных сооружений, добавляет И. Гулиев

Но необходимо понимать, что, помимо состояния инфраструктуры, притормозить грузоперевозки по Северному морскому пути может нехватка ледоколов, пока не достроят новые. Кроме того, не все гладко и с шириной прокладываемых путей. Российские ледоколы типа «Арктика» способны создавать коридор размером в 33–35 м. В свою очередь, ширина судов класса Panamax составляет 40 м, а газовозов – 50 м.

Развитию СМП в какой-то степени поможет переход к зеленой логистике, а точнее, к уменьшению количества углеродных выбросов. Для этого в Сахалинской области будет построен экологически чистый город – экополис. Кроме того, Северный морской путь призван обеспечить более выгодную логистику для ряда перспективных проектов и как следствие – улучшить экономику, вклад в местные бюджеты и условия жизни местного населения.

В долгосрочной перспективе развитие транзита и контейнеризация маршрута являются целью превращения СМП в конкурента магистральным транспортным мировым потокам. Но, как подчеркивают власти, перевозка по Севморпути не должна быть подвигом, это должен быть коммерческий безопасный и выгодный сервис, быстрый и в перспективе регулярный и предсказуемый.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions