Кроме данной рекомендации, Роспотребнадзором уточнены ранее выданные рекомендации, которые в полном объеме уже выполняются авиакомпаниями и включают в себя исключение скученности пассажиров при посадке и высадке пассажиров, ограничение их передвижения во время полета, использование средств индивидуальной защиты, а также наличие запаса дезинфицирующих средств для обработки рук. Контролировать соблюдение данных мер должны члены экипажа. Кроме вышеперечисленных мер в аэропортах также выполняется комплекс мер, направленных на недопущение распространения инфекции, что, в свою очередь, минимизирует риск попадания на борт потенциально инфицированного пассажира, отметил президент АЭВТ Борис Шокуров.
По его мнению, при выдаче рекомендации по ограничению посадочных мест Роспотребнадзор не учел, что в самолетах установлены системы кондиционирования и вентиляции воздуха, которые позволяют полностью обновлять в полете воздух в салоне раз в 3 мин., а используемые фильтры очистки воздуха НЕРА (High Efficiency Particulate Air) способны задерживать вирусы и бактериальные структуры с эффективностью 94–99,97 %. В настоящее время из-за падения спроса на пассажирские перевозки занятость пассажирских кресел не превышает 37% (по данным за апрель) и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. В таких условиях компании уже сейчас осуществляют рассадку, исключающую посадку пассажиров рядом друг с другом.
В опубликованном 8 мая 2020 г. отчете IATA указывается, что из опубликованных исследований по передаче COVID-19 отмечено мало фактов по передаче COVID-19 в полете. Опрос 18 крупнейших авиакомпаний в переписке с IATA выявил в январе – марте 2020 года только три эпизода предполагаемой передачи в полете, все от пассажира к экипажу, и еще четыре эпизода вероятной передачи от пилота к пилоту. Данная группа авиакомпаний не сообщала о случаях предполагаемой передачи заболевания между пассажирами. Группа авиакомпаний представляет 14% мирового трафика за этот период. В опросе более многочисленной группы из 70 авиакомпаний (представляющих половину пассажиропотока в мире) также не удалось выявить каких-либо случаев предполагаемой передачи пассажир-пассажир. Более тщательный анализ с IATA удалось провести четырем авиакомпаниям, которые имели тесные контакты с местными органами здравоохранения во время вспышки инфекции. Эти авиакомпании (с совокупным годовым пассажирооборотом 329 млрд пасс.-км) вместе с органами здравоохранения отслеживали около 1,1 тыс. пассажиров, которые были идентифицированы как подтвержденные случаи заражения и недавно прилетевшие. В общей сумме на исследуемых рейсах было перевезено около 125 тыс. пассажиров. В итоге был зафиксирован только один возможный случай заражения пассажира и только два случая заражения членов экипажа.
Исходя из вышесказанного, АЭВТ считает, что уже принимаемые на воздушном транспорте меры по предотвращению распространения инфекции COVID-19 достаточны для минимизации риска передачи инфекции в полете, а мера по ограничению посадочных мест в салоне является избыточной. «Сохранение данного ограничения приведет к резкому росту цен на авиабилеты и дополнительному сокращению рейсов, в первую очередь на местных и региональных авиалиниях, где используются самолеты малой пассажировместимости», – отмечается в обращении.
АЭВТ предлагает на заседании Координационного совета при правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации рассмотреть вопрос об отмене рекомендации Роспотребнадзора по ограничению посадочных мест в салоне воздушных судов.
Как ранее отмечал глава Минтранса Евгений Дитрих, соблюдение норм дистанцирования приведет к резкому скачку цен на билеты, она может подняться выше 70 тыс. руб. за место по минимальному тарифу. При этом Е. Дитрих ранее говорил, что необходимую рентабельность рейса обеспечивает загрузка самолета на 72–75%.
В ответ на направленное письмо Е. Дитрих сообщил ТАСС, что Минтранс и Роспотребнадзор совместно работают над утверждением правил санитарной безопасности на всех видах транспорта, в том числе и в самолетах. «Руководство АЭВТ, судя по всему, не понимает всю сложность момента. Соответственно, появляются обращения АЭВТ, не способствующие конструктивному взаимодействию транспортников и Роспотребнадзора. Надеюсь, они не помешают нам в дальнейшей работе с Роспотребнадзором», – сказал он.
Опрошенные нами авиакомпании отказываются от оперативных комментариев, подчеркивая, что окончательное решение еще не принято. В Red Wings отметили, что изучили рекомендации Роспотребнадзора, но о том, как они будут применяться, пока ответить не могут. В пресс-службе подчеркнули, что на текущий момент на всех рейсах сотрудники носят маски и перчатки во время подготовки и выполнения рейса. В бортовых аптечках на борту воздушных судов есть наборы дополнительных одноразовых масок и перчаток, увеличено количество дезинфицирующих растворов . В начале полета старший бортпроводник Red Wings делает объявление, суть которого сводится к тому, чтобы пояснить правила поведения на борту, напомнить о том, что важно быть внимательными к друг другу и соблюдать дистанцию в случае перемещения по салону.